Курский трамвай мог исчезнуть после революции
«ДДД» продолжает серию публикаций, посвященных курскому трамваю. В апреле ему исполнилось 122 года. В прошлый раз мы рассказали, как зарождался данный вид электротранспорта в Курске до Октябрьской революции 1917-го. Сегодняшний материал посвящен курскому трамваю в новой Советской России.
Восстановить «по-большевистски быстро»
Как показывают архивные документы, после свержения самодержавия трамвай мог исчезнуть из Курска. До революции такой вид общественного транспорта был полностью частным. Например, в нашем городе трамвайными делами заправляли представители «Бельгийского анонимного общества». В 1919 году они пытались вывезти трамвайное оборудование, однако новая власть помешала это сделать.
В следующие пять лет Курск жил без трамвая. Движение смогли восстановить лишь осенью 1924-го. Горисполком потратил 150 тысяч рублей, чтобы заменить пути, воздушную сеть, парк трамваев. Они, со слов курского историка Владимира Степанова, оставляли желать лучшего: «Многие шпалы осели в земле и оторвались от рельсов, деревянные столбы воздушной сети тоже пришли в ветхое состояние, покосились и подгнили».
«Трамвай будет пущен 1 сентября, – писала в июне 1924 года газета «Курская правда». – Последним постановлением губисполкома окончательно решен вопрос о его восстановлении. Ремонт путей, вагонов и станции взяло на себя правление Московско-Курско-Воронежской железной дороги. Быстро, по-большевистски было принято решение восстановить трамвай, и столь же быстро это будет проведено».
Как пишет курский краевед Виктор Крюков, по проекту нужно было возобновить не только трамвайное движение между Херсонскими и Московскими воротами, но и проложить линию до Ямского железнодорожного узла. «Курская правда» отмечала, что новая линия, соединяющая город и Ямскую, «послужит дополнительным звеном для железнодорожного пролетариата и населения города». Можно было бы намного удешевить перевозку стройматериалов для ремонта разрушенных в Гражданскую войну домов. Кроме того, новая линия давала рабочие места, сокращала безработицу.
1 октября 1924-го в Курске возо-бновили трамвайное движение. Как писал Степанов, стоимость проезда составляла 8 копеек. В то время на эти деньги можно было купить порцию мороженого и несколько ирисок.
«Трамвайный вагон, идущий со стороны депо, расположенного на Выгонной улице (ныне улица 50 лет Октября), ждали недолго, – рассказывал Владимир Степанов. – Вскоре он появился с яркими красными боками и желтыми номерными знаками. На белом фигурном маршрутном табло не был проставлен номер «марки», как тогда говорили куряне, ибо маршрут трамвая был единственный: Херсонские шпили – Московские шпили».
Как и до революции, остановок было 12. Вагоны же можно назвать сиротскими: деревянные лавочки, передняя и задняя площадки открыты. Мест, чтобы присесть, – 24. Всего вагон мог перевозить 48 человек.
Уже в то время внутри трамвая была реклама. Например, можно было прочитать следующие тексты: «Зубки режутся у гражданочки, покупайте ей бараночки», «Нигде кроме, как в Моссельпроме», «Покупайте ландрин и рокс», «Качество хал выше похвал». И даже: «Когда бык идет к корове с визитом, он моется всегда стирольинозитом».
«Бельгийцев» поменяли на «советских»
Как писал Степанов, в январе 1931 года трамвайное депо обосновалось на улице Карла Маркса. Рядом с Московскими шпилями был возведен новый трамвайный парк на 20 вагонов.
«В 1928 году курский «Водосвет» приступил к постройке здания нового трамвайного парка за Московскими воротами, – указывал краевед. – Выбор места для строительства трампарка был связан с перспективой прокладки трамвайного пути в Ямскую слободу, что требовало более расширенного помещения, чем изношенный старый парк на Выгонной улице. Новое местонахождение трампарка обеспечило лучшее обслуживание трамвайного движения в городе как единого центра».
Старые бельгийские вагоны списали в 1930–1931 годах. Десять трамваев для нового парка поставили из подмосковного города Мытищи. Они были просты и надежны в работе. Окна большого размера в вагонах открывались. Трамваи хоть и не отапливались зимой, но за счет перегородок, отделяющих салон от площадок, сохраняли тепло. Сидячих мест было 24. В отличие от бельгийских, новые трамваи имели наружное и внутреннее освещение.
12 июля 1935 года в Курске открыли трамвайную линию от Московских ворот до железнодорожного вокзала. Ранее построили новую тяговую подстанцию и мост через Тускарь, была укреплена дамба, через которую шел путь.
23 октября 1935-го был введен в эксплуатацию участок трамвайной линии от Покровского рынка (сегодня – Центральный) до Барнышовки (ныне – площадь Добролюбова). А в ноябре 1936-го уже действовали три новых маршрута: «Трампарк – Центр – Ипподром» (почти 9 км), «Вокзал – Центр – Ипподром» (14 с лишним километров), «Вокзал – Центр – Барнышовская площадь» (12,3 км).
Продолжение следует
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 19 (1334) от 12 мая 2020 года
Хакера из Курска подозревают в атаках на бундестаг, базу WADA и вмешательстве в американские выборы
Курские педагоги центров помощи детям разобрали воспитанников по домам на время пандемии
Выборы длиною в целый год. Как в XIX веке купец стал отцом города Курска
Тигра, капушки и брица. Тема Великой Отечественной войны в поныровском народном говоре
Финал мечты в Волгограде. Два года назад курский «Авангард» впервые играл в финале Кубка России
С 18 мая пол-Курска и Железногорск останутся без горячей воды