Первое ДТП в Курской губернии оказалось эпизодом в биографии ученого с мировым именем
11 апреля 1914 года крестьянин хутора Красного Толоконской волости Белгородского уезда Курской губернии (ныне Белгородский район Белгородской области) Василий Иванович Шерстюков со своей женой Еленой везли на конной повозке по Белгородскому шоссе из Белгородского казенного винного склада в село Наумовка вино в казенную винную лавку.
Около шести часов вечера в конце села Красного Пушкарской волости, где шоссейную дорогу пересекала железная дорога, их догнал автомобиль №34, направляющийся из Белгорода в Харьков. Путевой железнодорожный сторож, заметив, что машина движется с большой скоростью и может испугать лошадей, стал махать водителю шапкой, чтобы тот замедлил ход. Но вместо этого автомобилист поехал еще быстрее, а приблизившись к обозу, начал громко сигналить. Лошади испугались и бросились в разные стороны. В итоге повозки оказались поломаны, казенное вино – побито. В общей сложности убытки составили 300 рублей – солидная по тем временам сумма.
Кроме того, в результате ДТП пострадала беременная жена крестьянина Шерстюкова – от удара оглоблей в грудь она была сбита с ног и оказалась на земле. Очевидцы аварии – крестьяне села Красного – предприняли попытку задержать автомобиль, но он скрылся с места ЧП.
Так выглядело описание происшествия самим Шерстюковым. Чувствуя себя пострадавшим, он решил добиться справедливости и обратился с прошением к курскому губернатору Н. П. Муратову с просьбой установить владельца автомобиля и привлечь его к законной ответственности, а также сообщить его данные для предъявления гражданского иска за понесенные убытки.
13 апреля жалоба была направлена адресату, и уже 17 апреля необходимое поручение от губернатора получил белгородский уездный исправник. Спустя более чем два месяца – 29 июля – уездный исправник доложил его превосходительству, что дознание произведено, владельцем автомобиля №34 является житель Харькова Моисей Борисович Фабрикант. Но опросить его не удалось, так как на автомобиле вместе с шофером он уехал за границу. При этом никаких конкретных данных по адресу его проживания в Харькове и о социальном статусе не приводилось.
Естественно, после получения такой информации разбирательство по делу затормозилось. Вскоре началась Первая мировая война, и усилия губернской власти переключились на другие проблемы. Жалоба оказалась в архиве вместе с промежуточным ответом. Поэтому установить, насколько объективно и правдиво изложены факты Шерстюковым и почему не остановился автомобиль Фабриканта, при нынешней источниковой базе не представляется возможным.
А вот идентифицировать личность владельца автомобиля даже по прошествии времени можно. Фигура эта, как оказалось, довольно колоритная и, несомненно, представляла интерес не только для современников, но и для нас.
Моисей Борисович Фабрикант – выдающийся ученый, основатель отечественной челюстно-лицевой хирургии, заслуженный деятель науки, доктор медицины.
Так, уже в 1896 году Фабриканту был присвоен чин старшего титулярного советника, что давало право на потомственное дворянство. А в 1898-м – старшего коллежского асессора (соответствовало чину майора и обращению «Ваше высокоблагородие»). Широкую известность получил в 1901 году после открытия в Харькове хирургической лечебницы и собственного ортопедического института. Увлекался автоспортом, состоял членом Южно-русского автомобильного клуба.
Действительно, ежегодно ездил за границу – с мая по октябрь – для посещения ведущих хирургических клиник Европы и отдыха. Первая мировая война застала его на курорте в Германии, но он вернулся на родину и стал консультантом военного ведомства, оперировал в городских госпиталях и собственной клинике.
Фабрикант одним из первых в Харькове приобрел автомобиль. После революции его личный «Опель» был национализирован. По этому поводу Моисей Борисович шутил, что, отобрав автомобиль, советская власть таким образом поставила его на ноги.
Вместе с тем его дальнейшая судьба сложилась весьма успешно: ректор Харьковского стоматологического института, профессор, почетный член Всемирной ассоциации по борьбе с костным туберкулезом.
В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в городе Фрунзе (ныне Бишкек, Кыргызстан). Провел сотни сложнейших операций, несмотря на уже преклонный возраст, опубликовал множество научных статей на тему огнестрельных травм челюстно-лицевой области.
Награжден медалями «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». После войны вернулся в Харьков, работал, возглавляя до 1950 года кафедру хирургической стоматологии Харьковского стоматологического института. Умер 27 декабря 1951-го в возрасте 87 лет.
Таковы некоторые вехи биографии одного из участников первого ДТП в Курской губернии, чья судьба во многом напоминает историю профессора Преображенского из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце».
Анатолий СТРЕЛКОВ, политолог, кандидат исторических наук, фото isralike.org, kolesa.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 16 (1331) от 21 апреля 2020 года
Новую книгу курской писательницы проиллюстрировали более 100 детей
Какие документы удостоверяют личность и как снизить размер штрафа