городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (16 600 экземпляров)

16 апреля 2020, 12:24 ИСТОРИЯ ТРАНСПОРТА

Первый курский трамвай: как это было

В апреле курскому трамваю исполняется 122 года. Это старейший городской вид общественного транспорта. Он пережил революции, создание и распад СССР, «лихие» 90-е. Периодически власти напоминают, что трамвай нерентабелен, иногда начинаются разговоры о том, что он может навсегда исчезнуть из города, однако многие куряне против. «ДДД» вспоминает, как данный вид транспорта появился на курской земле.

К концу XIX века Курск считался одним из крупнейших городов Центральной России. Население росло, в столице губернии было без малого пять тысяч домов. На тот момент единственным видом общественного транспорта в Курске был частный извоз. Удовольствие для простых курян не из дешевых, о чем свидетельствуют материалы курского музея электротранспорта. Город хоть и большой, но извозчиков не так много. Они монополисты, устанавливают свои цены. Задача же стояла – обеспечить население доступным общественным транспортом, в будущем связать транспортным сообщением город и близлежащие слободы. Оптимальным вариантом признали трамвай. Из записей музея курского электротранспорта: «Курск строился на холмах, и такие виды транспорта, как конка и омнибус, для города оказались неподходящими. Поэтому городская и губернская власти остановили свой выбор на электрическом трамвае».

Германия против Бельгии

По тем временам такой вид транспорта был экзотичен не только для Курска. На всю Российскую империю только Киев и Нижний Новгород имели трамвайное движение. На фоне же царящей разрухи, а иначе не скажешь о состоянии курских улиц конца XIX века с их вечной грязью и разбитыми мостовыми, трамвай был чем-то фантастическим для курян.

Немецкая фирма «Сименс и Гальске» представила курским властям свой проект прокладки трамвайных путей. Параллельно на конкурс были поданы документы от «Бельгийского анонимного общества», которое представлял инженер Иван Лихачев. Отличались проекты маршрутами, по которым будет ходить трамвай. Лихачев считал, что рельсы нужно проложить по улицам Московской и Херсонской (ныне – Ленина и Дзержинского). «Сименс и Гальске» заявили о необходимости протянуть трамвайное сообщение между улицей Мирной и Ямским железнодорожным вокзалом.

Летом 1895 года городская Дума одобрила проект Лихачева. Окончательное решение было за губернатором и «центром». В Москве изучили проект. Признали: у немцев планы масштабнее, интереснее. Однако курские власти решили работать с русским инженером. По этому поводу ходила байка: дескать, в Бельгийском обществе был хоть один русский, поэтому и согласились на проект Лихачева. Бытовало и другое мнение: кто дал больше взятку – тот и стал отцом курского трамвая.

Водители и кондукторы – только мужчины

За два года «Бельгийское анонимное общество» проложило рельсы (почти пять километров путей), закупило оборудование и вагоны, построило первую в Курске электростанцию. Она, к слову, отчасти решила проблему электрификации всего города.

«В 1896 году гордума отвела место на Георгиевской площади под постройку машинного здания «электрической железной дороги» (трамвая) размером 1222 сажени, – пишет кандидат исторических наук Юрий Озеров. – Около этой трамвайной электростанции был устроен сад с изящными цветниками, окруженный железной решеткой».

На апрель 1898-го запланировали пуск трамвая. Вот как описывал открытие трамвайного движения в Курске краевед Владимир Степанов: «В этот день улицы были многолюдны. Горожане шли на Красную площадь, на которую прибывали все трамвайные вагоны из депо. Первые из них связали шелковыми лентами. Толпы народа, увидев плавный ход вагонов по рельсам, восхищенно теснились у них».

Степанов отмечал, что первое трамвайное депо находилось неподалеку от сегодняшнего завода «Маяк». В кирпичном здании помещалось до десяти вагонов. Сделаны они были из металла, обшиты деревом, освещались керосиновыми лампами: одна внутри, вторая – на буфере вагона. Если во время движения фонарь потухал, водитель останавливался, зажигал лампу и только потом ехал. Остановок по пути было пять. Позже их количество возросло до 12.

«Передняя и задняя площадки были открытыми, – писал Степанов. – Водитель трамвая все рабочее время стоял на ногах. Вагон был рассчитан на 48 мест. Вдоль стен были установлены деревянные лавки, на них могли сидеть 24 пассажира. Ещё десять человек могли стоять в вагоне, остальные 14 теснились на входных площадках».

Проезд стоил восемь копеек (весь маршрут), пять – за половину. По тем временам недешево. Кондукторами и водителями работали только мужчины.

Трамвай принес свет в дома курян

Курск долго привыкал к трамваю. Например, извозчики даже несли убытки из-за этого транспорта. Газета «Курские губернские ведомости» писала: «Лошади еще не могут привыкнуть к движению вагонов. Нередко можно видеть волнующихся животных, опрокидывающих экипажи и телеги... На Московской улице возле почты лошадь купчихи Ишуниной, испугавшись трамвая, наскочила на сидевшую в экипаже жену поручика Кондратовича».

Но плюсов было больше. Появился относительно доступный вид общественного транспорта, а электростанция подпитывала отдельные части города, в домах курян был свет.

«Осенью 1900 года со станции стала поступать электроэнергия для освещения первых 37 дуговых фонарей мощностью по 800 свечей на Московской и Херсонской улицах, а также ряда учреждений и частных квартир, – отмечал Владимир Степанов. – Но мощность станции была очень небольшая. Поэтому в 1901 году акционерное общество «Курский трамвай» заключило с гордумой контракт на устройство в городе постоянной сети электроосвещения и построило на берегу Тускаря электростанцию мощностью в 603 киловатта».

На объекте всем заправляли частники. В послереволюционные годы электростанция перестала работать, трамвай не курсировал по улицам. Не проводился и капремонт путей. Более того, в 1919-м представители «Бельгийского анонимного общества» пытались вывезти из Курска трамвайное оборудование, но им помешали. Казалось, трамвай навсегда исчезнет из Курска…

Движение возобновили лишь осенью 1924 года. Курский горисполком выделил на это 150 тысяч рублей. Деньги пошли на обновление трамвайного парка, замену путей, столбов воздушной сети. В северной части Курска, вблизи Московских шпилей, построили новый трамвайный парк, рассчитанный на 20 вагонов. Их поставляли с Мытищинского машиностроительного завода. Была проложена линия к железнодорожному вокзалу. Новое здание подстанции возвели на Красной площади. Увы, до наших дней оно не сохранилось.

Продолжение следует.

Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО

Вверх Отзывы читателей (0)    Написать отзыв

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 15 (1330) от 14 апреля 2020 года

от первого лица

Старовойт рассказал Путину и Соловьеву о ситуации в Курской области

covid-19

В регионе число заболевших выросло в несколько раз. Две пациентки с коронавирусом скончались

новый формат

Как проходит дистанционное обучение в курских школах

новая жизнь

Курянка с коронавирусом родила ребенка

православие

РПЦ объяснила, как освятить куличи к Пасхе

здоровье

Как лечили первых выздоровевших от коронавируса курян

о своем

Подписываемся на «ДДД», не выходя из дома

таланты и поклонники

Антон Лапенко рассказал «Вечернему Урганту» о своей семье, живущей в Курской области

память

Супруги-куряне, прожившие вместе почти 70 лет, умерли с разницей в несколько часов

через тернии

Курские спутники появятся в космическом павильоне на ВДНХ

небесная канцелярия

Жители Курска могут узнать прогноз погоды по телефону

основной документ

Все поправки в Конституцию

экология

В Курской области из-за режима самоизоляции стал чище воздух

никто не забыт

Подвиг курянина запечатлен на диораме «Штурм Сапун-горы»

как это было

Скандалы Курской губернии: яд в квасе и порох под кроватью

пыль веков

Курский полицмейстер – оборотень в погонах из XIX века

чтобы помнили

Экипаж машины боевой

громкая история

Задержан мужчина, напавший с ножом на школьниц в Свободе

подсудное дело

В Курске пытались торговать бесплатными маршрутными листами

будь осторожен!

Мошенники используют ситуацию с коронавирусом

чп

Трое курян выпали из окон: двое чудом выжили

инцидент

Курянка бросила кирпичом в полицейского

бывает же!

Курская область. В Курчатове задержали голого мужчину

жестокость

В Курской области отец истязал 6-летнего сына

острая ревность

Житель Курска едва не зарезал брата за связь с возлюбленной

большой баскетбол

В «Динамо» сменился тренерский штаб

продолжение сезона

Финальную часть Кубка Европы баскетболистки проведут осенью

на «карантине»

Футболисты «Авангарда» стали меньше есть

финансы и спорт

Из-за режима самоизоляции в «Авангарде» снизили зарплаты

онлайн-турниры

Киберспортсмены из Курска взяли зональное «серебро» Всероссийской студенческой лиги

обсуждение

Срок давности для водителей-нарушителей повышать не стали

будь в курсе!

Что делать, если забыли дома водительское удостоверение

имущество

Снижены ставки транспортного налога на мотоциклы

соцподдержка

Выплаты на детей от 3 до 7 лет начнутся в июне

кошелек

Дети войны получат 1500 рублей ко Дню Победы

предпринимательство

Снижены ставки налога по «упрощенке»

юридическая консультация

Безопасная покупка квартиры

православие

О посещении кладбища на Пасху

соцподдержка

Выплата на детей родителям, потерявшим работу

документы

Штраф за утрату паспорта

биржа труда

Статус безработного присвоят дистанционно

наука

Погоня за мельчайшими организмами: как мир узнал о вирусах

медицина

В России будут выявлять людей с иммунитетом на COVID-19

это важно

Рекомендации ВОЗ: как оставаться физически активным во время самоизоляции в связи с COVID-19

сезонное

Весенний авитаминоз – признаки и лечение

сад и огород

Зола – отличное минеральное удобрение

праздничное

В чем отличие кулича от пасхи

хозяйке на заметку

Советы по выпечке куличей

Алина Бородина: «Самое страшное — не уметь любить»лицо номера

Алина Бородина: «Самое страшное — не уметь любить»

Напишите своё мнение о событии

Имя: *
E-mail:
Город:
Смай­лики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст *
сооб­щения:
Анти­спам: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
Реклама на сайте
Лента новостей
16+возрастная
категория

Читайте в печатном номере: курская ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты лотерей, частные и коммерческие объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы для наших читателей и сканворды

Посетителей сегодня 18 129
Посетителей вчера 31 768
Всего c 10 марта 2003 120 509 099

Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года

При перепечатке ссылка на https://dddkursk.ru обязательна. Политика обработки персональных данных

© ООО «Друг для друга — Медиа», Курск 2003–2024