Как проходит дистанционное обучение в курских школах
В школах Курской области идет вторая неделя дистанционного обучения. Неразбериха, царившая в первые дни, постепенно сходит на нет. Школьники привыкают к новому формату общения с учителями, родители пьют успокоительное, а педагоги сутками просиживают за компьютерами. О первых сложностях и о том, как их преодолевали, в материале «ДДД».
«Жизнь превращается в ад»
К дистанционному обучению в школах не были готовы ни ученики, ни родители, ни учителя. Для многих первая неделя стала сплошным кошмаром: неработающие интернет-платформы, неразбериха с домашним заданием, непонятные требования педагогов. «Русский язык дети делают в Word, задание по информатике пишут ручкой в тетради, а к физкультуре готовят огромные конспекты», – удивляются родители.
Именно они стали первыми жаловаться на несостоятельность самой идеи дистанционного обучения. «Дурдом полный. У меня трое школьников: 3-й, 7-й и 9-й классы. Как с одним компьютером наладить обучение? Ребенок учится хорошо, но сегодня с зависанием Интернета допустила ошибки, и если поставят оценку, то это будет «2». У девочки вовсе пропадет желание учиться. С нами живет моя сестра с детьми. В доме шум-гам, скинуть домашнее задание по электронной почте учителям не получается, Интернет на исходе, оплачивать нечем», – рассказала курянка Наталья Феоктистова.
Действительно, сложнее всего семьям, где сразу несколько учеников. Как поделить один компьютер? Что делать, если онлайн-уроки у школьников пересекаются? «В семье учатся трое детей. Для мамы нагрузка нереальная, с утра до вечера делаем сначала классную работу всеми возможными и невозможными способами, затем приступаем к домашнему заданию. А еще маленькие дети и куча другой работы по дому... Жизнь превращается в ад», – пишет другая жительница Курска.
«Задание в «Вайбере» – это все дистанционное обучение в 1-м классе. Учим сами, без контроля занимаемся мы или нет. Задания скидывает одна мама из родительского комитета», – жалуется мама первоклассника.
Но когда учителя активны, стараются проводить онлайн-уроки и конференции, начинаются другие проблемы. Платформы, не рассчитанные на такое число посещений, «виснут» или перестают открываться. «Учитель проводит математику в режиме онлайн на сайте Учи.ру. Первый день мы не могли зайти на сайт. Следующий урок – постоянные технические сбои, и так у большей части класса. Но педагог предупредила: тем, кто не будет присутствовать на следующей конференции, поставит «пропуск», – поясняет жительница областного центра.
Впрочем, есть и положительные примеры. «Учитель присылает видео для новой темы. По физкультуре – забавные упражнения, малыши (у меня их двое) тоже делают. Интересный дополнительный материал, онлайн-экскурсии по желанию. Педагог подбадривает каждого ученика и родителей. Но проверяет все работы досконально», – говорит мама второклассника.
«У нас все понятно. Классный руководитель заранее озвучивает расписание, рассказывает, в какой форме пройдет каждый урок. Мы готовимся, учителя объясняют, все на связи, если что-то непонятно, учитель повторяет индивидуально», – делится опытом мама пятиклассника.
Вывод – очень многое зависит от учителей. Когда они идут навстречу, общаются и с детьми, и с родителями, острые углы сглаживаются и процесс приносит свои плоды. Но если в семье несколько школьников, проблем все равно не избежать.
Педагоги ищут плюсы
Учителям не легче. В отличие от школьников многие из них с компьютером были на «вы». Минпросвещения разработало, опубликовало и направило в регионы методические рекомендации по реализации программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Но педагогам все равно приходится «изобретать велосипед», придумывая, как донести новый материал в изменившихся условиях.
«Провела сегодня восемь уроков. Потом на экране телевизора не могла разобрать, что написано, в глазах все дрожало, спина кругом, позвоночник бунтует», – пожаловалась одна из учительниц в соцсети.
Куряне, которые то ли в шутку, то ли всерьез пишут, что часть зарплаты учителей сегодня надо отдать родителям, даже не задумываются, что нагрузка на педагогов возросла многократно. Они не только ведут уроки онлайн, но и проверяют домашнее задание не по тетрадям, а по размытым фотографиям, параллельно отвечая на бесконечные вопросы учеников и родителей. Сегодня хороший учитель тот, кто на связи практически 24 часа в сутки. Времени не остается даже на полноценный сон.
Несмотря на сложности, некоторым педагогам удается найти плюсы в новом формате. «Пускай не все получается, пускай зависают сайты и не открывается журнал... Но можно с пользой провести время за компьютером: научиться, например, работать в Word, потренироваться в грамотности (печатное слово, не написанное – можно исправить с помощью самоконтроля, что тоже полезно!). У детей появилась возможность понять, что компьютер можно использовать не только для развлечений», – подбадривает учеников и родителей преподаватель русского языка и литературы лицея №6 Ольга Шкодина.
При этом, как и большинство коллег, она уверена: дистанционный формат можно использовать в качестве дополнительного инструмента, но не как основную форму обучения. «Обучение и получение информации – это разные вещи. С точки зрения психологии подросткового возраста дети 11–12 лет нуждаются в общении, в это время происходит формирование личности. С медицинской точки зрения дистанционное обучение – это разрушение физического и психического здоровья детей», – отметила наша собеседница.
Ее пятиклассники рассказали, что чувствуют себя в изоляции, как на необитаемом острове, где вместо хищников и съедобных фруктов – все новые и новые знания. И на этом неизведанном острове дистанционного обучения можно освоиться, только поддерживая друг друга.
Учебный год продлевать не будут
7 апреля в администрации Курской области прошла онлайн-конференция, посвященная использованию дистанционных технологий в обучении школьников. Сколько должны длиться онлайн-уроки, нужно ли самим проходить новые темы и что делать, если обучающие платформы «висят», когда пройдет ЕГЭ и не перенесут ли уроки на лето, рассказали представители регионального комитета образования и науки. Вот ответы на самые актуальные вопросы.
• Какой объем домашней работы должен быть у обучающихся?
Загружать детей объемными заданиями учителя не должны. Не стоит требовать и мгновенного их выполнения.
• Необходимо ли обучающимся самостоятельно изучать новые темы?
Делать это необязательно. Учителям рекомендовано проводить дистанционные уроки на закрепление полученных знаний. Новые темы стоит перенести на период, когда дети приступят к образовательному процессу в школах.
• Как дальше работать школам, если рекомендованные информационные платформы «зависли» и открыть их невозможно?
Директорам школ рекомендовано пересмотреть расписание: дистанционные уроки необязательно проводить с 8 утра, можно начинать позднее. Это позволит перераспределить нагрузку на ресурсы, которые сейчас использует вся страна. Эти вопросы должны быть отрегулированы педагогами совместно с родителями.
• Куда обращаться в случае возникновения вопросов об организации образовательного процесса с использованием дистанционных технологий?
Телефоны горячих линий всех отделов образования муниципальных районов и городских округов размещены на сайте комитета образования и науки Курской области. Если же проблема не решена, звоните в комитет по телефонам: 8 (4712) 70-29-39, 8 (4712) 70-05-86, 8-961-191-21-78.
• Летом, когда закончится карантин, дети придут на уроки в школу?
Учебный год планируется закончить по расписанию – в мае. Летом школьники учиться не будут.
• Не будет ли отменен ЕГЭ?
ЕГЭ будет проводиться. Информация пока остается прежней: 8 июня начнется сдача ЕГЭ у 11-классников, 9 июня – ОГЭ у 9-классников.
• Будут ли проведены всероссийские проверочные работы?
Да. Дети напишут их как обычную контрольную работу. Цель ВПР – проверить сумму усвоенных знаний, поэтому спецподготовки они не требуют.
• Что делать тем семьям, которым не с кем оставлять детей?
Ребенок 7 лет не может находиться дома один. Родителям необходимо решать этот вопрос с работодателями, чтобы хотя бы одному из взрослых предоставили отпуск, перевели на дистанционную работу. Если семья относится к социально незащищенной категории, этот вопрос будут решать в комитете образования и науки.
• Что делать тем семьям, у которых нет компьютера и Интернета?
Необходимо связаться с учителем по телефону. Можно учиться с помощью учебников. Кроме того, рассматривается вариант помощи волонтеров для передачи заданий от учителя к обучающимся и наоборот.
• Все ли предметы будут изучаться посредством дистанционных технологий, будет ли меняться расписание? Какова длительность уроков?
Школы самостоятельно устанавливают расписание уроков. Продолжительность онлайн-уроков должна составлять не более 30 минут.
• Должны ли родители отчитываться о том, чем их дети занимаются дома?
Нет, это делать не нужно.
Чтобы всегда быть в курсе событий, подписывайтесь на новости Друг для друга Курск Онлайн в Яндекс.Дзен
Вступайте в наши группы в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, подписывайтесь на канал ДДД Курск в Yutube. С нами события ярче!
Инга ЛЕТОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 15 (1330) от 14 апреля 2020 года
В регионе число заболевших выросло в несколько раз. Две пациентки с коронавирусом скончались
Антон Лапенко рассказал «Вечернему Урганту» о своей семье, живущей в Курской области
Рекомендации ВОЗ: как оставаться физически активным во время самоизоляции в связи с COVID-19