городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (16 600 экземпляров)

19 сентября 2019, 14:29 ЧТОБЫ ПОМНИЛИ

Как под Курском строили «Дорогу Мужества»

29 сентября с показа военно-исторической драмы режиссера Фёдора Попова «Коридор бессмертия» начнет работу XIV сезон проекта «Кино в театре». Фильм рассказывает о засекреченной и потому долго никому неизвестной Шлиссельбургской железнодорожной магистрали, построенной сразу после прорыва блокады Ленинграда в феврале 1943 года.

«Дорога Победы» имела такое же стратегическое значение для города на Неве, как знаменитая «Дорога жизни» через Ладогу, ведь по ней к блокадникам доставлялось 75% всех грузов. Курский кинофонд приглашает на просмотр картины ветеранов войны, работников железной дороги и всех зрителей, предлагая вспомнить и о легендарном подвиге курян при строительстве железнодорожной ветки летом 1943 года.

«Дорогу Победы» под Ленинградом протяженностью 33 километра 5 тысяч человек возводили 17 дней. Курскую «Дорогу мужества» длиной 95 км – 25 тысяч за 32 дня. Бремя строительства легло на хрупкие плечи советских женщин, как и в блокадном Ленинграде. Общественность узнала о Шлиссельбургской магистрали благодаря статье писателя Дмитрия Каралиса, чей отец работал политруком-начальником поезда. Публикацию заметил знаменитый режиссер Фёдор Попов, снять фильм он посчитал делом всей своей жизни. Фёдор Максимович инициировал глубокие архивные исследования, кинопроизводство велось 10 лет.

Что знает массовый зритель о Курской битве? Кто, кроме кинорежиссера Юрия Озерова, отразившего ее в киноэпопее «Освобождение: Огненная дуга», решил экранизировать славные страницы боевых подвигов на курской земле? «Дорога мужества» прошлым летом отметила 75-летие. Боевые перевозки в подготовке к Курской битве только за июль-август 1943 года составили 121880 вагонов. Не меньшее значение эта железнодорожная линия приобрела при разработке и освоении богатств Курской магнитной аномалии. Магистраль до сих пор используется для пассажирского и грузового сообщения. На ней находятся станции, к которым примыкают подъездные пути Лебединского и Стойленского ГОКов.

«…в подолах пол-Земли перенесли»

В Старом Осколе на пересечении улиц 8 Марта и Комсомольской (символичные названия!) 9 июля 2008 года, к 65-летию Курской битвы, открыта скульптура женщинам-строителям железной дороги «Старый Оскол – Ржава», получившей легендарное название «Дорога мужества». Памятник-мемориал посвящен подвигу тех, кто в рекордно короткие сроки, всего за 32 дня вместо запланированных 60 – с 15 июня по 15 июля 1943-го, проложил 95 км железнодорожного пути, во многом обеспечив победу советских войск на Огненной дуге. Они перенесли тонны земли и щебёнки, изо всех сил помогая приблизить День Победы. Возле женских фигур на тёмной плите начертаны слова белгородского поэта Виктора Белова: «Вы здесь дорогу строили на Ржаву, в подолах пол-Земли перенесли, к сраженью подготовили Державу и с воинами Родину спасли!»

Скульптурная композиция представляет собой три женские фигуры при работе по укладке рельсов. Две девушки держат лопаты, третья наклонилась, утрамбовывая грунт. Одна разогнула уставшую спину, чтобы вытереть пот со лба. Обуты работницы в грубые ботинки и сапоги, головы покрыты платками – не до красоты! Рядом взметнулись в небо соединённые рельсы.

6 июня 1943 года Военный совет Воронежского фронта обратился к председателю Госкомитета обороны товарищу Иосифу Сталину с предложением возвести железную дорогу «Старый Оскол – Ржава», чтобы своевременно обеспечить резервами и боеприпасами части Красной Армии, сражавшиеся на Курском выступе. 8 июня ГКО принял постановление о строительстве. Согласно Постановлению бюро Курского обкома ВКП (б) от 14 июня 1943 года №44 «Фронтовой стройке – ударные темпы», было мобилизовано 20 тысяч человек из местного населения, 4 тысячи комсомольцев, 1280 подвод, инструмент из районов Курской области. Уже 15 июня трудовые колонны вышли на героическое строительство – женщины, подростки, старики. Им помогали три железнодорожные бригады Красной Армии, спецформирования Наркомата путей сообщения, два автобатальона Воронежского фронта и 2 тысячи красноармейцев из резервных частей – всего 25 тысяч человек. Руководил строительством генерал-майор Павел Кабанов.

«Кто-то тихонечко заплакал, а затем начался крик – плакали все...»

«Где-то в середине июня 1943 года нас вызвали в сельсовет и объявили о мобилизации молодежи на помощь фронту, – вспоминала Мария Малыхина из села Морозово Скороднянского района Курской области (ныне – Губкинского Белгородской). – Сказали взять крупы и муки недели на две, смену белья, миску, ложку, кружку и явиться в райком. Было очень тревожно, так как не объявили, что надо делать. Помогали фронту и раньше, копали окопы, но чтобы такой набор... Казалось, нас ведут воевать. Когда в назначенный день во дворе райкома собрались все мы – мобилизованные, оказалось, что это одни девушки. Переговариваясь, удивлялись: чем мы можем помочь фронту – такие молоденькие и худенькие? Всех собравшихся разделили на группы, каждой представили руководителя. И на митинге объявили: нам нужно построить железную дорогу в очень короткие сроки. Руководил нашей группой военный, лейтенант из госпиталя – прихрамывающий и с палочкой. Построили, он объявил: «Шагом марш!», и колонна направилась в сторону Прохоровки. «Запе-е-е-евай!» – мы запели. Когда вышли за село, вначале все затихли, потом кто-то тихонечко заплакал, а затем начался крик – плакали все...

Офицер, как ни старался, долго не мог нас успокоить. Когда пришли к месту стройки и взялись за работу – стало понятно и не страшно. К тяжелой работе за годы войны все привыкли, хотя часто прилетали немецкие самолеты и бомбили дорогу. Если слышался гул, по команде военных мы бросали носилки, лопаты и ложились в канавы. Военные – это пулеметчики и зенитчики. Орудия стояли чуть в стороне от дороги, встречая немецкие самолеты огнем. К концу стройки эта защита такое спокойствие придавала, что при бомбежке мы уже не спешили в укрытие, если самолетов не было над головой. А может, не бросали работу еще и потому, что у всех было большое желание помочь родным – отцам и братьям, воевавшим на фронте. Еще хотелось быстрее закончить строительство дороги, потому что все спешили домой, где мы тоже были основными работниками. Кроме того, казалось, что мы лично участвуем в разгроме врага. Среди нас, строителей, постоянно объявляли результаты соревнований между отдельными бригадами и отрядами. Главная награда победителям (равно как и оплата за труд всем нам) – это объявление по радио о победившей бригаде, называли фамилии, и на Доске почета они появлялись. Работа сводилась в основном к погрузке на носилки и переносу песка и земли из карьера до насыпи дороги.

Работали без устали, от темна до темна. Жили в близлежащем селе, в небольшой хатушке (человек 12). Спали на земляном полу, подстелив солому. Мылись в огороде, поливая друг друга из ведра. Питались в хате, готовили еду сами. Приходили с работы, когда становилось совсем темно. Пока все отдыхали, одна из нас (по очереди) готовила ужин (и обед так же). Завтракали часто тем, что осталось от ужина, и спешили на дорогу. Во время работы и перед сном часто пели песни, которые порой переходили в плач... Было очень трудно, но радостно осознавать нашу причастность к Победе».

«Режим строительства установили военный: час работаем, затем по «милицейскому» свистку бросаем лопаты, носилки, отдыхаем пять минут, – вспоминала другая участница стройки Мария Крылова 1919 года рождения. – Свисток – и снова людской муравейник оживает. Так от зари до зари. Условия жизни были жестокими, фронтовыми. Мы – 15 человек – спали на погребке. Ильинку отдали под госпиталь: раненые лежали во всех домах».

«Когда шел первый состав, восторгу не было конца»

На строительстве стальной колеи ударно трудились, не жалея себя, 130 молодежных бригад. Многие переходили на двухсменную работу – по 20 часов в сутки. Пять-шесть кубометров извлеченной земли на человека вместо трех с половиной становились нормой для передовиков. В среднем ежесуточно вводилось в строй по 3 км пути. Примеров трудовых подвигов множество: так, бригада из Старооскольского района превышала каждодневную норму на 250%. Колхозники из Боровых Дворов все заработанные на строительстве дороги деньги (50 000 рублей ) передали в фонд Красной Армии. Комсомольцы Прозоровского района внесли 4430 рублей на строительство танковой колонны.

Трудящиеся Курской области и советские воины выполнили около 800 тысяч кубометров земляных работ, построили 56 сооружений общей протяженностью 750 погонных метров, 2 пункта водоснабжения, 8 остановочных пунктов (станций и полуостановок).

19 июля 1943 года прошел первый паровоз, украшенный разноцветными лентами, с лозунгом «Все для Победы!». «Когда шел первый состав, восторгу не было конца. Кричали «ура», эшелон шёл медленно: шпалы проседали, рельсы прогибались. А после пошли эшелоны с танками... Было трудно, но всех девчат поддерживали молодость и желание помочь фронту», – добавляла Крылова.

Ночью прошли из Старого Оскола к Ржаве составы с зачехленными танками, орудиями, снарядами. Дорога сослужила фронту добрую службу во время боёв на Курской дуге.

Николай Чуев, председатель Губкинского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов, почетный гражданин Белгородской области отмечал: «Уходит из жизни самое орденоносное в истории человечества поколение, ветераны войны, труженики тыла, строители железной дороги». А директор Курского кинофонда Андрей Немиров добавляет: «Какой замечательный вышел бы сценарий, достойный самых известных отечественных кинорежиссеров. И ничего не надо было бы придумывать в отличие от некоторых фильмов о войне».

Оксана САНИЦКАЯ, ОБУК «Курскоблкиновидеофонд». По материалам из открытых источников

Вверх Отзывы читателей (1)    Написать отзыв

Aлександр Лобанов

14 ноября 2019, 20:14e-mail: Lobanovfamily@yandex.ru, город: Kotlas

Из Мантурово много было молодых женщин на строительстве.

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 38 (1301) от 17 сентября 2019 года

событие

Роман Старовойт вступил в должность губернатора Курской области

вера

Чудотворная икона «Знамение» прибыла в Курск

пора на почту

Не забудьте продлить подписку на «ДДД»!

пыль веков

Ювелирная мастерская, древние захоронения и стеклянный кубок. Под Курском завершились археологические исследования

беда!

Нашествие гусениц на «Аккумуляторе»: окраину Курска атакуют «американцы»

сюрпризы природы

Курская погодная аномалия: цветут сирень и каштаны

совещание

Курские пчеловоды показали Роману Старовойту аналог «Виагры»

кадры

Назначен глава ГУ МЧС по Курской области

юбилей

Курянка отметила 105-летие

образование

Избран ректор Курского медуниверситета

клуб путешественников

«Узнала в пути, что едем до границы с Монголией». Куряне преодолели полстраны на машине

На арене курского цирка более 60 животных и птиц! (видео)новая программа  •  реклама

На арене курского цирка более 60 животных и птиц! (видео)

мир увлечений

Курянка изучает Россию по цветам и травам

поэзия победы

Курскую школьницу наградил автор песен группы «Любэ»

пища духовная

В Курск привезли шедевры русской живописи

преступление и наказание

Курская область. Вынесен приговор убийце железногорского школьника (видео)

история с продолжением

Курск. Экс-депутата Надежду Тарубарову выпустили из СИЗО под домашний арест

шок

Курская область. В Курчатове погибла девушка, упав с 9-го этажа

работа над ошибками

Дело о двойном убийстве под Курском суд возвратил в прокуратуру (видео)

кредитная история

Курянин задолжал банку 1,5 миллиона и лишился квартиры

посидели...

Курская область. В Судже женщина зарезала куму и ранила кума

смерть на дорогах

Курская область. ДТП унесли жизни трех пешехода

трагедии на воде

В Курской области утонули два человека

осторожно, мошенники!

Аферисты «кинули» курянку на 226 тысяч рублей

бейся, «сине-белый»!

«Авангард» (Курск) упустил победу над «Мордовией»

триумф

Курянки выиграли баскетбольную Лигу наций!

мяч в корзине

Курское «Динамо» сражается за Кубок губернатора

у канатов ринга

Соперником Поветкина может стать Хантер

пьедестал почета

Курские рукопашники завоевали три «золота» в Анапе

знай наших!

У курской всадницы «бронза» международного турнира

спорт

Куряне отличились на Спартакиаде пенсионеров

будь в курсе!

Как изменятся правила получения водительских прав

ВТБ упростил оформление «Ипотеки с господдержкой»финансы  •  реклама

ВТБ упростил оформление «Ипотеки с господдержкой»

не пропусти!

Когда в Курске пройдут осенние ярмарки

кошелек

В Курской области не стали повышать прожиточный минимум пенсионера

кошелек

Почему в Курской области увеличился транспортный налог

от винта!

Авиарейсов из Курска до Москвы стало больше, билеты подешевели

юридическая консультация

Об изъятии земельных участков

кошелек

О предоставлении соцпакета

кошелек

Прожиточный минимум подрос

пойдем в кино!

Могут ли в кинотеатре требовать паспорт?

вопрос прокурору

Вправе ли опекун сдать в аренду квартиру, оформленную на ребенка?

катаклизм

Ученые подробно описали первый день вымирания динозавров

вселенная

Китайский телескоп поймал таинственный сигнал из космоса

живой мир

Самка дельфина отблагодарила рыбаков за спасение детеныша

Академия Слуха: в школу с отличным слухом!акция  •  реклама

Академия Слуха: в школу с отличным слухом!

диагноз: недосыпание

Болезни из-за бессонницы

правильное питание

Как восполнить дефицит витаминов в организме

сад и огород

Грядки, которые не надо перекапывать каждый год

витаминные запасы

Используем полезный жмых

Анастасия Михайлова: «Не боюсь трудностей»лицо номера

Анастасия Михайлова: «Не боюсь трудностей»

Напишите своё мнение о событии

Имя: *
E-mail:
Город:
Смай­лики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст *
сооб­щения:
Анти­спам: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
Реклама на сайте
Лента новостей
16+возрастная
категория

Читайте в печатном номере: курская ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты лотерей, частные и коммерческие объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы для наших читателей и сканворды

Посетителей сегодня 7 990
Посетителей вчера 33 063
Всего c 10 марта 2003 120 564 242

Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года

При перепечатке ссылка на https://dddkursk.ru обязательна. Политика обработки персональных данных

© ООО «Друг для друга — Медиа», Курск 2003–2024