Курянка написала икону для композитора Алексея Рыбникова
«Некоторое время держала в себе эту радость. Сейчас поделюсь. Недавно я плакалась, что мало заказов, но благодаря перепосту поступил заказ, а я даже думать не могла, для кого пишу эту икону. А пишу ее для человека, который давно живет в моем сердце своей музыкой, которую мы все знаем и любим. У меня столько эмоций, что могу только плакать от радости. Завтра мы всей семьей в Москве, и вы узнаете, для кого эта икона!» – написала в соцсети Мария Шанина в середине лета. А спустя сутки ее осыпал словами благодарности Алексей Рыбников, чьей музыкой поёт наше кино.
Слушала его песни, расписывая деревенский храм
«Иначе как провидением назвать это не могу. У меня обычно очень много заказов – не успеваю выполнять, а тут вдруг затишье. Чтобы помочь мне, записью поделилась в «Фейсбуке» подруга Светлана Полякова – сценарист из Саратова. Но я и подумать не могла, что моя новая заказчица Татьяна Кадышевская-Рыбникова – супруга «того самого» композитора Рыбникова. Попросила написать икону преподобного Алексия, человека Божия, и сразу выслала аванс, я же должна была закончить работу ко дню рождения ее супруга. В комментариях к посту подруга Светлана написала: «Ну да, похож», меня это заинтересовало, и я пошла посмотреть, на кого «похож»... На странице Кадышевской увидела фотографии с Алексеем Львовичем. Этот заказ стал настоящим подарком для меня, ведь на протяжении всей жизни я восхищаюсь творчеством этого великого человека, его музыка стала частью меня. Любимой песней в детстве, которую все время пела, была «Белый шиповник». Несколько лет назад расписывала храм в деревне и специально закачала музыку Алексея Львовича, она оказалась очень подходящей для работы в храме», – рассказала нам Мария.
В Москву, чтобы передать икону, поехали почти всей семьей – с мужем и двумя младшими сыновьями. На вокзале вручили образ в руки жене композитора. А она, не удержавшись, в тот же день показала подарок мужу, пока художница еще была в Москве: «Гуляем по ВДНХ, звонит телефон, снимаю трубку, а там Алексей Львович, и благодарит, и хвалит без конца, а у меня просто льются слезы. В конце беседы он приглашает нас в свой театр на просмотр новой кинокартины, организованный специально для нас».
А под фото иконы в «Фейсбуке» тем временем появилась подпись от супруги композитора: «Маша, икона потрясающая, я ее все-таки распаковала до прихода Алексея домой и выставила на диване. Он, как пришел, так и практически рухнул, просто застыл около неё. Она же прямо светится... мы открывали киот, нюхали ее, гладили, разглядывали... не буду повторять все то, что он сказал лично вам, – сами это слышали... Повторю лишь одно – Алексей сказал: теперь ему ничего не страшно с такой защитой. Освятим в храме и повесим, наверное, в его кабинете... Впрочем, как он сам решит!!! Я так счастлива, что угодила с подарком! Спасибо огромное сценаристу Светлане Поляковой за наводку... А вам, Машенька, низкий поклон за ваше искусство... Боюсь, это только начало... Первый заказ... У нас еще много идей! Еще раз спасибо и до встречи!»
О судьбах родных композитора и судьбе России
Встреча в Театре Алексея Рыбникова состоялась на следующий день. Столь радушного приема курянка не ожидала, Алексей Львович оказался очень открытым и теплым человеком, общался душевно. «Об этом даже говорить неловко, абсолютно интимное состояние, будто ты долго любил кого-то, а любовь вдруг оказалась взаимной», – голос Марии дрожит от радости. Гостеприимный хозяин сразу предложил посмотреть свою первую режиссерскую работу – мюзикл «Литургия оглашенных» по спектаклю с одноименным названием, который давно идет в его театре. Это произведение Рыбников писал на протяжении почти 10 лет. После оглушительного успеха рок-оперы «Юнона» и «Авось» возник замысел произведения совсем иного склада – оперы-мистерии, где соединились бы православные песнопения, симфоническая и электронная музыка, стихи поэтов Серебряного века и тексты из Библии. Сюжетная канва «Литургии» напоминает «Божественную комедию» Данте, но действие перенесено в Россию 1-й половины XX века.
В работе над фильмом Алексей Львович выступил сценаристом, композитором, продюсером, а в режиссерских решениях ему помогал народный артист, кинорежиссер Никита Михалков. «Было лестно, что специально для нас столь масштабный музыкант организовал закрытый показ своей ленты, которая еще недоступна для массового зрителя после премьеры в Венеции. На финале мюзикла меня постигли печальные мысли о судьбе России, но автор поспешил разуверить в пессимистичных прогнозах, сказав, что фильм о возрождении, надежде и остром ощущении обновления жизни. Наши мысли оказались созвучны, мы как люди православные полагаем, что нужно доверять правительству, а бунтарство приводит к трагическим последствиям, всегда оказываясь выгодным лишь его профессиональным организаторам», – делится художница.
У предков Рыбникова судьбы во многом трагические. Мужчины по материнской линии происходили из белых офицеров, оказавшихся проигравшими в Гражданской войне. Во время Первой мировой расстреляли дедушку, а бабушке, пытавшейся его защитить, прострелили руки. Могли убить и 5-летнюю будущую мать композитора, но приговор в последний момент отменили. Чудом уцелел и отец Алексея Рыбникова, Лев Самойлович. В 14 лет заболевшего чахоткой юношу отправили умирать в туберкулезный барак. Лев сбежал оттуда, а спас его православный священник из сельского храма, выходив мальчика и научив исполнять церковные псалмы. Именно от священника будущий профессиональный скрипач перенял основы игры на инструменте. Немудрено, что после стольких жизненных потрясений родители Алексея стали людьми набожными, а сына воспитывали в православных традициях.
«Как вы пишите музыку?» – «Так же, как и вы иконы»
Алексей Львович вручил курскому мастеру иконописи автобиографическую книгу «Коридор для слонов», подписав ее так: «Маше с благодарностью и восхищением Вашим талантом!» Из книги Мария, и без того осведомленная о творческом пути кумира, узнала еще больше фактов о нем: «Нам кажется, что жизнь такого всенародно любимого, востребованного композитора лишена волнений, но оказывается, ему приходится преодолевать множество препятствий на пути к реализации своих идей. Он пишет, что жизнь человека его профессии – череда творческих побед и депрессий. А из-за того, что его произведения строго принимали критики, у него уже в молодом возрасте открылась язва желудка, профессиональное заболевание композиторов».
Супруг Марии, генеалогический исследователь Руслан Голубков, стал изучать род Рыбникова по архивным источникам. В частности, ему удалось выяснить, что прадед Алексея Львовича происходил из донских казаков. Композитор всерьез заинтересовался открытиями историка, о судьбе предков до этого он знал лишь по рассказам бабушек и дедушек.
«Алексей Львович приглашал нас на свои концерты и спектакли, заверив, что мы теперь всегда на связи, просил написать и еще несколько икон, работу над одной из которых – великомученика Пантелеимона-целителя – я уже начала. Мы обнялись, расцеловались по православному – трижды в щёки. Я сказала: «Спасибо, что вы – наш». А он ответил: «Это вам спасибо, что вы – наша!» Не перестаю восхищаться, насколько Алексей Львович деликатен, добр и душевно щедр», – удивлена курянка.
Иконописью Мария занялась около 20 лет назад, получив на это благословение у православного священника. Но еще в раннем детстве ей была близка такая тематика – пробовала рисовать образ Богородицы. Любовь к живописи Марии привил папа – декан историко-педагогического факультета Евгений Алексеевич Шанин. По окончании курского худграфа дипломной работой девушки стала композиция по евангельскому сюжету «Иисус в доме Марфы и Марии».
В качестве иконописного мастера курянке довелось работать в храме над кельей Серафима Саровского в закрытом городе Саров. Участвовала и в реставрационных работах в Дивеево. Ее мольберт дома, щедро освещенный солнцем, стоит напротив балкона, выходящего на большой красивый храм. О том, как молится и просит благословение на работу, распространяться не любит, замечая лишь, что без помощи свыше ничего невозможно. Сейчас на перекладине мольберта – незаконченная картина «Тайная вечеря». Художница воссоздает точную копию фрески Леонардо да Винчи, хранящейся в Вене. В работе и «Державная» икона Божией Матери, которую заказал потомок русского мецената Саввы Мамонтова. В плотном графике Мария находит время для росписи курского храма Иоанна Богослова, расположенного рядом с парком имени Дзержинского.
«Как у вас получается писать такую музыку, которая попадает прямо в сердце?!» – спросила Мария у Алексея Львовича. И услышала: «А я вам отвечу просто. Так же, как вы пишите иконы».
Оксана САНИЦКАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 37 (1300) от 10 сентября 2019 года
Войти в высшую мировую лигу. Металлоинвест продолжает модернизацию производственных мощностей МГОКа
Неудача «Авангарда» в Хабаровске сместила курян в «зону вылета»