Жестокие нравы в курских школах
До начала учебного года остались считаные дни. А мы решили вспомнить, как жилось курским школьникам в XVII веке. Забегая вперед, скажем – ой, как непросто! А поможет в этом книга «Страницы истории Курского края», которую написали главный хранитель фондов Александр Зорин и заведующий экспозиционным отделом областного музея археологии Андрей Шпилев.
Три воза дров, бублики и петух
– Обычно грамоте начинали учить в семь лет, – рассказывает Александр Зорин. – Прежде чем отдать ребёнка учиться, служили молебен его святому покровителю, а также считавшемуся покровителем наук святому пророку Науму, прося его «наставить отрока на ум». Вначале шло обучение чтению, потом за отдельную плату приобретали навыки письма и счета. Учебная программа состояла в изучении трех книг – азбуки, часослова и псалтыря... Помимо денег, мастер получал от родителей школьника три воза дров и самые разнообразные угощения. Приводя мальчика в школу, родители вручали мастеру «хлеб-соль» – белую булку, водку, закуску. Каждый четверг ученик приносил наставнику «четверговое», на Масленицу – сыр и масло, по другим праздникам – «праздниковое». Особым днем считалось 9 марта – поминовение 40 мучеников. В этот день полагалось принести в школу 40 бубликов, часть которых забирал себе мастер, а часть крошили в постное масло и съедали сами школьники. В другом случае каждый ученик должен был принести в школу петуха, причем белокурые дети несли обязательно белых, а темноволосые – черных.
«Занятия начинались около семи утра, – читаем в книге. – Войдя в школу, ученик крестился на образа, кланялся учителю и, заняв свое место, принимался «повторять зады», то есть пройденное вчера. Домашних заданий тогда не задавали, учение начиналось и заканчивалось в классе... Каждый из школьников сидел на отведенном для него месте – старшие ближе к учителю, а младшие ближе к двери. При этом рассаживались в зависимости от успеваемости. В 12 часов – перерыв. Все шли домой, обедали, спали, а в два часа занятия возобновлялись. Учитель начинал спрашивать новый урок. Вызванный выходил из-за стола, кланялся и начинал отвечать».
Любопытно проходил процесс. Оказывается, если ответ ученика не удовлетворял наставника, то ребенок продолжал отвечать урок, уже стоя на коленях. Занятия заканчивались около четырех часов дня. Но расходиться по домам было нельзя – школьникам предстояло убрать помещение.
Как пишут авторы «Страниц истории Курского края», все три книги практически целиком заучивались наизусть. Усвоив названия и порядок всех букв азбуки, ученик принимался зубрить слога: буки–аз – ба, буки–рцы–аз – бра... Читали вслух, так что за несколько домов от школы было слышно, как усердно учатся школяры. В конце азбуки обычно помещались различные нравоучительные тексты. Изучив их, школьник переходил к часослову, содержащему основные молитвы, читаемые во время церковной службы, а затем и к псалтырю. Окончание изучения каждой книги кем-либо из учеников ознаменовывалось праздничной кашей. Родители приходили в школу, вручали мастеру горшок пшенки, поверх которой клали условленную плату. В особом платке приносилось угощение – штоф водки, жаркое, белый хлеб. Кашей угощались товарищи ученика, остальное шло на стол учителя и родителей. Опустевший горшок торжественно разбивали во дворе, после чего ребят распускали по домам.
Наказание розгами для профилактики
Большое внимание уделяли дисциплине. Причем использовали розги. «Существовала даже целая методика выбора средств наказания в зависимости от возраста и проступка, – поясняет Зорин. – Так, «малым детям – розга черемховая двоюлетняя, сверстным же берёзовая к воумлению, черемховая же к страхованию учения». Для старших учеников наготове был и «ремень плетной». Даже отличная успеваемость и примерное поведение не могли спасти школьника от неизбежной порки – каждую субботу некоторые мастера считали своим долгом высечь всех учеников вне зависимости от их реальных провинностей. Одних за дело, других – «дабы помнили, что учатся в школе и, провинившись, могут быть наказаны». В благотворное действие розги верили свято, поэтому выпороть ни в чем не повинного мальчишку считалось вполне рутинной воспитательной мерой – для его же пользы!»
Правда, не всем розги помогали. И если наука не давалась даже после регулярной экзекуции, приходилось прибегать к другим мерам. «На дом призывался священник, который читал над неуспевающим особые молитвы, призывая святых Сергия Радонежского и Александра Свирского «уврачевать скорбную главу», – говорится в книге «Страницы истории Курского края». – Согласно житиям, эти святые в детстве были «косны на понимание», но благодаря своим молитвам Богородице добились в учении больших успехов. От школьников требовалось и прилежание, и пристойное поведение. Специальные наставления гласили: «Егда учитель отпустит вас, то со всяким смирением до дому своего идите. Шуток и кощунств, пхания же друг друга и биения, и резвого бегания, и каменовержения, и всяких ненадобных детских глумлений да не водворится в вас». Стоит ли говорить, что мало кто из детей соблюдал эти правила.
– В подобной школе постигал азы грамоты один из первых русских специалистов по картографии и геодезии, подьячий Афанасий Мезенцев, – говорит Александр Зорин. – Он участвовал в составлении знаменитой «Книги Большому Чертежу», осуществлял геодезическую съёмку местности на юго-восточных рубежах страны. Сведения о его биографии довольно скудны и отрывочны. Известно, что, родившись в Курске, он служил тут подьячим, позднее его следы обнаруживаются в Москве, где он работает над изготовлением карт. К сожалению, до нашего времени не сохранилось ни одной копии «Большого Чертежа», но его текстовое описание является важнейшим источником по истории и географии Московского государства в целом и Курского края в особенности. После завершения этой работы Афанасий Иванович вернулся в Курск, где в 1628-1633 годах служил в воеводской канцелярии «подьячим с прописью», то есть исполняющим обязанности дьяка.
Другим видным курянином того времени был сын подьячего Симеон Медведев, известный в истории русской литературы под монашеским именем Сильвестр. Он составил проект создания первого в России университета – «Привилегии Московской академии». Был известен и как автор ряда богословских трудов, содержание которых расходилось с позицией официальной церкви. Современником и учеником Сильвестра Медведева был еще один уроженец Курска и видный деятель российского просвещения – Карион Истомин. Знаменит курянин был как поэт и просветитель. Широкую известность приобрели его учебники «Малый букварь», большой «Букварь» и «Полис, си есть Град царства небеснаго...» В «Букваре» каждую букву сопровождает нравоучительное стихотворение, составленное с таким расчетом, чтобы в нем упоминались названия всех тех лицевых изображений, которыми украсил «Букварь» известный гравер Леонтий Бунин – «ради любезного созерцания отрочатом учащимся». «Полис» является своеобразной энциклопедией. Здесь в стихотворной форме даётся характеристика двенадцати «школьных обучений» – грамматики, синтаксиса, пиитики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, философии, астрологии, теологии, мусики, врачевства. За науками следует характеристика четырех времен года, четырех частей горизонта, четырех частей света (Европы, Азии, Африки и Америки). Заканчивается «Полис» описанием церковных таинств и благодарностью богу. Сборником стихотворных наставлений для школьников был и «Домострой» Истомина. Еще один его труд – «Книга любви знак в честен брак» – был преподнесен Петру Первому в 1689 году в качестве свадебного подарка.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 34 (1297) от 20 августа 2019 года
Финал архитектурного конкурса «Курск 2032»: видовой лифт, трамвай на набережной и воздушные шары
Курская область. Убийце 7-летнего мальчика из Железногорска грозит высшая мера наказания
В Курской область сгорели мать и трое детей, еще двое малышей погибли из-за пожара в сарае