«Я обрела себя!» – зачем в Курск перебралась артистка из хора Пятницкого
«Да, краску и мощь голос общему звучанию придает, можно брать!» – с этих слов началась карьера Марины Филипповой в хоре имени Пятницкого. Ей было 17 лет! А до этих судьбоносных слов – две поездки в Москву Первое выступление перед хормейстером и его помощником и второе, основное – перед худруком и полным составом коллектива, включая хоровую, танцевальную и оркестровую группы – всего около 100 человек. Кандидатке в хор нужно было красиво выглядеть в платке и концертном макияже, хорошо двигаться, быть эрудированной – вопросы на смекалку и общую грамотность тоже задавали. Еще бы! Хор имени Пятницкого – обладатель звания «Национальное достояние России».
Кто такой Митрофан Пятницкий?
Знаменитый хор имени Пятницкого – старейший в России: первый концерт он дал в 1911 году. И сразу покорил зрителей, среди которых были Рахманинов, Шаляпин и Бунин Выдающийся фольклорист Митрофан Ефимович Пятницкий из Воронежской губернии впервые представил на сценической площадке традиционную русскую песню в том виде, в котором она хранилась веками. «Народная песня исчезает, и её надо спасать», – говорил он.
Исполнитель и собиратель русских песен, основатель и первый художественный руководитель народного хора, впоследствии названного в его честь, заставил малограмотных крестьян учить ноты и приобщиться к профессиональному хоровому пению. Сам Пятницкий брал уроки у оперных певцов, получивших образование во Франции и Италии. Музыкант был сыном священника, окончил духовное училище, но по этому пути не пошёл. Приезжая в гости к брату-священнику в село под Воронежем, стал записывать на фонограф русские народные песни. Затем ездил уже по всей губернии, зафиксировав в общей сложности около 400 народных напевов. Но только собиранием песен и инструментальных наигрышей фольклорист не ограничился – создал коллекции народных инструментов и костюмов. А в 1903 году вошёл в состав музыкально-этнографической комиссии при Императорском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Хор был организован Пятницким в 1910 году из крестьян Воронежской, Рязанской и Смоленской губерний. Поначалу коллектив был невелик: на сохранившемся фото тех лет Митрофан Ефимович запечатлен с 14 хористами в народных костюмах. Сегодня в коллективе около 100 лауреатов всероссийских, международных и региональных конкурсов из трех десятков регионов страны.
Обещания из уст Ленина
До начала 1920-х годов певцов приглашали на концерты в Москву, после которых артисты разъезжались по своим деревням, возвращаясь к крестьянскому труду. После революции, оценив достоинства коллектива, Владимир Ленин пообещал Пятницкому поддержку. Участники хора переехали в столицу на постоянное место жительства, концертов стало больше, а с открытием регулярного радиовещания певцов услышала вся страна. Деятельность хора в годы Великой Отечественной войны вписана золотыми буквами в историю: выступления в составе фронтовых концертных бригад, прямые трансляции концертов из студии Дома звукозаписи. По адресу «Хор Пятницкого» от военачальников и рядовых летели фронтовые треугольники с благодарностями и музыкальными просьбами. Они хранятся до сих пор. С конца 1940-х годов коллектив стал выезжать за границу, побывав во многих странах Европы.
Статус профессионального хор получил в 1936-м, войдя в состав Московской государственной филармонии. Через пару лет при нем были созданы танцевальная и оркестровая группы. 30 лет назад появилась школа-студия при хоре. Имя же Пятницкого коллектив получил после его смерти в 1927-м, когда преемником основателя стал его племянник, тоже большой знаток русского народного творчества.
С тех пор в коллективе сменилось четыре художественных руководителя. Сложный период перестроечной эпохи с всеобщим развалом и безденежьем лег на хрупкие плечи первой женщины-худрука – народной артистки России Александры Пермяковой. В прошлом рядовая участница хора, сейчас – член комиссий при Президенте РФ и по делам ЮНЕСКО, не только сохранила коллектив, но и вывела его на новый уровень. В 2008 году хор Пятницкого признан Национальным достоянием страны, у него множество орденов, наград и медалей
В коллектив с такой богатейшей историей рискнула попасть студентка 3-го курса Таганрогского музыкального колледжа, уроженка маленького поселка в Ростовской области из рода донских казаков Марина Филиппова. Перед взором волевой и гениальной Александры Пермяковой она предстала в преддверии 105-летия хора – 4 февраля 2016 года. За день до своего 18-летия.
«Марина, что бы ни попросили, не показывай удивления!»
«Я была смелой девчонкой, – смеется Марина. – Ничего никому не сказала в родном училище, собрала вещи и поехала в Москву. Просто в голове сидело: надо двигаться дальше. О том, чтобы попасть в хор, даже не мечтала – поехала за рекомендациями на будущее. Так заведено – прежде чем музыкант пробует силы в учебном заведении или коллективе, он приезжает на консультации. Поехала и я – чтобы понять, куда двигаться, как развиваться и в будущем претендовать на место в хоре.
Меня прослушала помощница хормейстера, народная артистка России Елена Горячева, которая и определила мою дальнейшую судьбу. Через пару месяцев раздался звонок, Елена Ивановна говорит, что меня приглашает на прослушивание художественный руководитель хора имени Пятницкого Александра Пермякова. Это было полной неожиданностью. Ну, думаю, была-не была, что теряю? Так и оказалась в большом репетиционном зале хора на 6-м этаже Московской филармонии, где располагается знаменитый зал Чайковского. Худрук сидит на стульчике, за ней – хормейстер и помощница, оркестр на возвышении, хор и балетная группа на полу, всего около 100 человек. Тишина. Я акапельно затянула: «За годок мое сердце почуяло». На удивление сохраняла спокойствие. Мы несколько раз прогнали весь подготовленный мной репертуар с Еленой Ивановной, я получила от нее рекомендации по внешнему виду, поведению, ответам на вопросы. Главным советом было: что бы ни попросили, не делать круглые глаза! Хор мне аплодирует, слышу слова Александры Андреевны: «Хорошо, что ты еще можешь спеть?» Исполнила еще одну, потом две песни под сопровождение оркестра, затем часть хора, исполняющую партию второго сопрано, попросили выйти на сцену. Стали слушать, придает ли мой голос новые краски. Пришли к выводу: да. Потом пели уже с хором песню из его репертуара.
«Танцуй, как умеешь, как чувствуешь!» – услышала я требование руководителя. И снова решила: будь что будет! Сегодня коллектив имени Пятницкого – единственный в стране, где хоровая группа еще и профессионально танцует, а в Таганрогском колледже нас как раз обучали дробям, что уникально для учебных заведений. Ну я и станцевала под наше общее пение. Мне примеряли концертный платок, делали концертный макияж, спрашивали, чем я увлекаюсь, каких знаменитостей родного края знаю В конце всех испытаний услышала: «Вы нам подходите!» Это было невероятно! Как узнала позже, моя первая и впоследствии главная наставница Елена Горячева на вопрос худрука, что за девочка приезжала, после моего самого первого визита, ответила: «Очень достойная девочка, надо брать!»
Паспорт в сапожке на сцене Кремлевского дворца
Уже через пару недель интенсивных репетиций Марина оказалась на своем первом выступлении с хором имени Пятницкого в Сергиевом Посаде. «Я испытывала большое счастье! – вспоминает девушка. – Начиналась моя гастрольная деятельность в составе величайшего академического коллектива нашей страны. А 2 марта 2016 года народный хор имени Пятницкого отмечал свое 105-летие, праздничный концерт состоялся на сцене Концертного зала имени Чайковского. Полетели дни интереснейшей работы с выступлениями на лучших концертных площадках столицы, городов России и зарубежья».
Крокус Сити Холл, Московский международный дом музыки, Государственный концертный зал «Россия», Кремлевский дворец Пропуск в Кремль фольклористка хранит до сих пор, хоть он и просрочен, – на память.
«Интересно, что паспорт следует предъявлять не только при входе в Кремль, но и перед выходом на сцену. Это правило без исключений. Своими глазами видела, как правительственная охрана проверяла документы у Иосифа Кобзона перед его выступлением, а встревоженный Михаил Боярский, опасаясь, что забыл паспорт, перетряхнул всю свою сумку, но, к счастью, всё же его нашёл! Мы после проверки документов вкладывали документы в концертные сапоги, с ними и выступали», – с улыбкой вспоминает девушка.
Кого только из знаменитостей не перевидала Марина: Григорий Лепс, Валерия, Дина Гарипова С Александром Розенбаумом, большим любителем фольклора и хора имени Пятницкого, даже выступала в одном номере в концерте по случаю 65-летия певца – в театрализованной постановке песни «Кубанская казачья». Родители видели дочку по телевизору.
А сколько городов облетела... Надым, Казань, Хабаровск, Южно-Сахалинск, Магадан, Ухта, Сыктывкар, Оренбург, – всех не перечислить. В сербском Белграде во время экскурсии довелось спеть в реконструируемом храме святого Саввы – хор исполнил песню «Святая Россия» и отрывок молитвы перед членами правительства и рабочими. А во время основного концерта – сербскую песню времен Первой мировой «Тамо далеко». Зрители в знак уважения встали. В Минске белорусы, затаив дыхание, слушали в исполнении хора «Нёман», со слезами на глазах наблюдая за необыкновенной завораживающей красотой на сцене. В Махачкале артисты приветствовали народ республики песней «Величавый Дагестан». И для киргизского Бишкека хор выучил национальную песню.
Из-за плотного гастрольного графика из Таганрогского музколледжа пришлось перевестись – даже по ходатайству хора имени Пятницкого там не согласились на дистанционное обучение. В единственный выходной день недели Марина объезжала музыкальные ссузы Московской области в поисках бюджетного места и нашла – в городе Пушкино. Училище уже окончила, получает высшее музыкальное образование в Московском гос-институте культуры на кафедре «Сольное народное пение».
В январе 2018 года Марина Филиппова стала солисткой курской филармонии. Отработав в хоре имени Пятницкого почти два года, в очередной раз круто повернула жизнь. «Я не хористка, а солистка», – внутренний голос не позволил народнице продолжать прежнюю карьеру. Под всеобщее осуждение уволилась, уехала домой, где несколько месяцев брала уроки по вокалу и готовила голосовой аппарат к сольным выступлениям. На сайте Минкультуры РФ увидела вакансию в Курске, сшила себе красивый костюм и приехала работать. Каждый день готова говорить спасибо директору филармонии Алексею Конореву и замдиректора по художественно-творческой деятельности Елене Спасской за то, что в нее поверили. Она же... обрела себя и стала выходить на сцену под объявление: «А сейчас перед вами выступит солистка Марина Филиппова!»
«Я, обычная провинциальная девчонка, невероятно благодарна всем учителям за такой яркий и плодотворный период в моей жизни. Это высокий уровень, ниже которого теперь не имею права спускаться. Я стала необыкновенно пунктуальной, дисциплинированной, многому научилась, например, до сих пор, на какую бы сцену ни выходила, делаю грамотный концертный макияж. Перед любыми зрителями, даже в самых малочисленных деревнях, выступаю, как на сцене Кремлёвского дворца. У меня нет права на ошибку!» – чеканит Марина.
– А с чего началось увлечение не самым популярным жанром у молодежи – фольклором?
– Всегда знала, что нужно петь народные песни. Стала выступать в Доме культуры родного поселка в 8 лет, на репетиции ходила как на праздник. Помню, как-то в школе попросили спеть на конкурсе «А ты меня любишь? Ага!», так я категорично заявила, что исполню «Ой, то не вечер», ничего со мной поделать не смогли. На выступлении фонограмма не включилась, так я нашла аккордеониста и вывела на сцену... Еще и приз дали, хотя конкурс был эстрадного пения! По мере взросления узнала, что моя прабабушка исполняла народные песни, а бабушка – артистка ансамбля песни и пляски «Донские казаки». У нас род певуний. Так что это зов предков.
Оксана САНИЦКАЯ
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 31 (1294) от 30 июля 2019 года
Курская область. Суд рассмотрит дело об убийстве 7-летнего мальчика в Железногорске
В Курской области вынесен приговор водителю, по вине которого погибли четверо спортсменов
График приема в приемной президента в Курской области в августе
Имеют ли инвалиды право на бесплатное зубное протезирование?