городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (16 500 экземпляров)

13 июня 2019, 14:42 КАКИЕ ЛЮДИ!

Мультипликатор Владимир Тарасов в Курске: «Всё началось со слов товарища Сталина: «Хочу советского Микки-Мауса!»

С 4 по 7 июня в нашем регионе проходил IV фестиваль российской анимации имени Бориса Дёжкина, одним из почетных гостей которого стал заслуженный деятель искусств, режиссер, художник-мультипликатор Владимир Тарасов. Именно ему мы обязаны развитием темы фантастики в советской мультипликации. Вспомните культовый «Контакт» про общение инопланетянина с художником, фантазию о сохранении образов прошлого в космосе «Зеркало времени», «Перевал» по повести Кира Булычёва о крушении космического корабля и выживании в инопланетных условиях, «Юбилей», выпущенный к 100-летию мультипликации с любимыми героями на межпланетной станции. Он даже Зайца с Волком отправил в космос и заставил встретиться с роботами в своих двух сериях «Ну, погоди!», созданных через 7 лет после сериала в тандеме с легендарным Котёночкиным…

40 тысяч рисунков для 10-минутного мультфильма

В Курск Владимир Тарасов привез рисунки из мультипликационной заставки к фильму «Ирония судьбы», созданной его другом – художником-карикатуристом Виталием Песковым, и куклу Кабана из мультфильма «Волк и теленок», сценаристом которого стал другой его приятель – Михаил Липскеров. Оба эти специалиста участвовали в создании мультфильма Тарасова «Ковбои в городе», в стиле пародии на американские вестерны. А курские журналисты, приходя на интервью к мастеру-фантасту, не сговариваясь, напевали знаменитую мелодию Нино Рота из фильма Френсиса Копполы «Крестный отец». Прежде чем голливудский фильм появился на советском экране, в 1978 году эта музыка в нашей стране стала визитной карточкой мультфильма Владимира Тарасова «Контакт».

– Почему ваш выбор пал именно на эту композицию?

– В то время это была популярнейшая мелодия, от которой все просто балдели. Советский Союз тогда еще не взял на себя обязательство платить за использование музыкальных произведений, и мы свободно могли использовать все, что хотели. А вот когда на экран вышел «Крестный отец», советские зрители посчитали, что иностранцы для своего сериала украли музыку из советского мультфильма.

– Вам доводилось что-либо слышать о реакции самого автора этой мелодии – итальянского композитора Нино Рота?

– Нет. Но для другого своего мультфильма «Пуговица» я взял знаменитую мелодию французского композитора Мишеля Леграна из фильма «Шербурские зонтики» в аранжировке и исполнении культовой рок-группы «Цветы» Стаса Намина. Когда Легран приехал в Москву, Анастас Алексеевич показал ему мультфильм, и тот сказал: если бы сейчас создавал эту мелодию, отдал бы предпочтение именно советской ее версии. Он был от нее в восторге.

– Вы попали в студию «Союзмультфильм» в возрасте 16 лет, в далеком 1956 году, и прошли все этапы производства мультфильмов. Важно ли сейчас, с развитием технологий, соблюдать этот принцип в профессии аниматора?

– Профессиональным режиссером и художником-постановщиком нельзя стать, не изучив мастерство досконально. У художников-мультипликаторов большое число специализаций: аниматор отвечает за одушевление, движение персонажа; прорисовщик тщательно прорабатывает детали образа; фазовщик создает промежуточные фазы движения героя; художник по персонажам отвечает за уникальный образ героя; художник-фоновщик создает декорации и панорамы, на которых действуют мультипликационные персонажи. А вот художник-постановщик является главным художником в создании анимационного фильма, он вместе с режиссёром определяет визуальный стиль будущего произведения, контролирует его производство. Не изучив все специализации, хорошим постановщиком не стать. Мультипликаторы подсчитали: чтобы создать 10 минут мультфильма, нужно примерно 500 специалистов, до 40 тысяч рисунков и в среднем 9 месяцев работы. Мне повезло, в тот год, когда я пришел на «Союзмультфильм», был открыт набор в студию, что случалось далеко не ежегодно. Это стало большой личной удачей для меня.

«Учитесь, как русские умеют рисовать лошадей!» – сказал Дисней

– Как проходила работа на киностудии «Союзмультфильм» в прежние времена, когда вы активно создавали свои мульт-шедевры?

– По периметру кабинетов в студии были установлены огромные зеркала, глядя в которые кривлялись аниматоры. Художники вставали на четвереньки, следя за движениями своих ног и рук… Могли сбегать в зоопарк, подсмотреть за каким-нибудь мишкой, и тут же, представив в его образе себя, начинали разыгрывать сценки перед зеркалами. А потом неслись за столы и быстренько всё зарисовывали. Учитывая, что прежнее здание «Союзмультфильма» было выкрашено в желтоватый цвет, непосвященные могли подумать, что попали в дом сумасшедших… Вот такие обычные будни мультипликаторов. Мы рисуем самих себя – в образе бегущего мишки, танцующей настольной лампы или зеленого крокодила, который влюбляется в белоснежную корову – такой мультик был создан на «Союзмультфильме» в 1966 году. Сейчас на «Союзмультфильме» трудятся примерно 200 человек, тогда как обычная студия анимации в Корее, например, насчитывает в среднем 2 тысячи человек. В Союзе мы были крупнейшей мультипликационной студией в Европе, с численностью сотрудников 500 человек. Развитие отечественной анимации у нас началось с «промышленного шпионажа». В 36-м году, через год после первого Московского международного кинофестиваля, когда наши зрители впервые увидели работы Диснея, товарищ Сталин заявил: «Хочу советского Микки-Мауса!» Появилась киностудия под названием «Союздетмультфильм», объединив под своей крышей более мелкие коллективы. Первым директором ее стал Виктор Смирнов, который ездил в Штаты копировать принципы работы Диснея, откуда он вывез в Союз диснеевский целлулоид. Именно его экспериментальная мультипликационная мастерская стала первым местом работы Дёжкина в 20 лет. Спустя пару лет уже в «Союздетмультфильме» он днями и ночами по кадрику изучал мультфильмы Диснея.

– Вы лично знали Бориса Петровича, расскажите о нем.

– Здоровый, крепкий, роскошный мужик, думаю, он обязательно пошел бы на фронт, но в самом начале войны потерял глаз во время бомбежки Москвы. Был в гостях у мультипликатора Романа Давыдова, создателя «Маугли», рядом упала бомба, осколок стекла выбил глаз. Но в разгар войны, в 44-м, как ведущий мультипликатор, в том числе за создание агитфильмов, ненавистно отражающих фашизм, получил орден «Знак Почета». А знаете, что сделали американцы? Диснеевская студия для каждой военной дивизии создала мультяшного персонажа, значок которого солдаты носили на своей форме. Для того чтобы хоть как-то снизить этот ужас у вчерашних детей, для того чтобы был смысл выживать… Но вернемся к нашим реалиям. И вот после победы Борис Петрович стал учителем для героев войны. Мужики, которые 5 лет учились убивать ради жизни, стали приходить к Дёжкину, чтобы учиться рисовать фильмы для самых маленьких. Много калек среди них было. Владимир Дегтярев – замечательный художник, на войне ему оторвало правую руку, он научился рисовать левой и создал мультфильм «Кто сказал мяу?». Борис Бутаков, Буся… Молодой красавец, широкоплечий, ходил в длинных пальто, рыжей велюровой шляпе. Правая половина лица у него мимику передавала, а вот левая была как маска – в голове сидела пуля. Операцию делать было нельзя, врачи не давали никаких гарантий. У нас футбольная команда образовалась на «Союзмультфильме», так с трибун наши орали: «Смотрите, мячом ему не дайте по голове, а то сдетонирует пуля!» Буська был гениальным мастером, умеющим передавать грацию лошадей. Дисней купил его мультфильм «Конек-горбунок», посадил своих ребят и сказал: «Смотрите и учитесь, как русские умеют рисовать лошадей!» Меня от «Союзмультфильма» отправили в райком партии комнату Бутакову выбивать. Я был 150-м в этот день, все просили хорошим работникам после войны жильё. Но показал рентген-снимок головы Буси с железякой, и партработники сдались сразу же, комнату дали...

«В Индии мы общались... рисунками»

– Одним из этапов вашей карьеры стала работа в Индии и Иране, где вы создавали анимационные студии и преподавали искусство анимации. Как так получилось?

– В 90-е годы, когда в стране был бардак и зарплату не платили, на «Союзмультфильме» вдруг появился маленький загорелый мужчина в белых одеждах, он предложил мне контракт в Индии, предварительно пригласив туда на неделю. По прибытии выяснилось, что этот человек производит тюбики для зубной пасты, продает рис, владеет газетой, ТВ-каналом, а также космическими спутниками и вообще один из богатейших людей мира. На правительственном уровне в Индии уделяют большое внимание индустрии кинопроизводства, с этими целями создан аналог Голливуда – Болливуд. Моей целью была организация анимационной студии в рамках института креативного искусства «ZIKA». По моим эскизам заказали столы для художников, и я стал набирать команду – девчонок и мальчишек от 16 лет. И тогда я в полной мере осознал, что мультипликация – это универсальный язык, эсперанто. В Индии живут самые разные народности численностью до 150 миллионов человек, которые говорят на 500 разных языках. Так мы общались рисунками. Но кроме раскадровки какой-либо истории, был и еще один творческий конкурс – нужно было спеть или станцевать. И одна загорелая девочка, дочка главнокомандующего индийской авиацией, спела мне «Мы ехали на тройке с бубенцами». Я отработал 5 лет в Индии, потом был и пятилетний контракт в Иране. А пару лет назад я снова оказался по работе на индийской киностудии, и взрослые мужики, ведущие аниматоры, режиссеры, вдруг кинулись мне целовать ноги… Я, конечно же, опешил, а потом мне объяснили, что я для них учитель, гуру, а значит, достоин преклонения.

– Вы преподаете анимацию в Московском государственном институте культуры, расположенном в Химках...

– У меня совсем нет блатных на курсе, а только дети из провинции. В частности, есть ребятки из Орла и Воронежа. Они горят своим делом, и это мне греет душу. К слову, и здесь одним из условий приёма я ставлю актёрское начало у абитуриента. Студенты мне сдают экзамен по пантомиме – проигрывают этюд в тишине, а я оцениваю, насколько выразительны те движения, которые выбирает будущий аниматор. Я как-то в Москве побывал на выступлении всемирно известного мима Марселя Марсо, который в простой матроске и странном цилиндрике на голове без каких-либо звуков, только своим телом, представлял залу сильный ветер, море, и все понимали, что он говорит. Хороший приём для анимации.

– У вас бывали когда-нибудь казусы, связанные с вашим «идеологическим» именем – Владимир Ильич?

– Как-то раз приехали с Вячеславом Михайловичем Котёночкиным в Сибирь, нас представляют члену обкома, а тот в ответ: «Ну вы даете: один – тёзка Молотова, другой – Ленина. Ну и компания подобралась!» Надо сказать, так хлебосольно нас больше никогда не встречали.

Оксана САНИЦКАЯ, ОБУК «Курскоблкиновидеофонд»

Вверх Отзывы читателей (0)    Написать отзыв

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 24 (1287) от 11 июня 2019 года

официально

Назначены выборы губернатора Курской области

стоп! снято!

В фильме Данилы Козловского про Чернобыль будут сниматься куряне

прекрасные призы подписчикам

Победители акции «ДДД» «Турецкие каникулы»: «Это был лучший отдых!». Вы тоже можете выиграть отличные подарки!

льготы

Курск. Областная Дума одобрила закон «О детях войны»

власть

Появились претенденты на пост мэра Курска

история с продолжением

Депутата курской Облдумы Астапова, не задекларировавшего 27 квартир, лишили мандата

пыль веков

В центре Курска обнаружили ремесленные мастерские XVII века

судьба человека

Два голода, война и мир: 100 лет из жизни курянки

стихия

Курская область. Смерч помог жителям Рыльска поменять крышу

какие люди!

Звездные гастроли. В Курск приедут Ирина Муравьева и Владимир Носик

какие люди!

Курская область. Лев Лещенко дал «деревенский концерт» в Большесолдатском районе

лейся, песня!

На телепроекте «Новая звезда» Курск представит хормейстер

экология

Свинец и формальдегид. Воздух в Курске – один из самых грязных в стране

отряд космонавтов

Курянин может попасть в число первых россиян, которые побывают на Луне

крутите барабаны

Леонид Якубович стал волонтером Курской области

работа над ошибками

В Курске началась подготовка к строительству продолжения проспекта Дружбы

громкий процесс

Курск. Обвинительное заключение «банде Волобуева» зачитывали два дня

трагедия на дороге

В Курске водитель маршрутки задавил женщину и скрылся

жуть!

Курская область. Младенец утонул в ванне

осторожно, афера!

Курск. Лжецелительницы «кинули» пенсионерку на 336 тысяч рублей

хмельная ссора

Под Курском мужчина забил приятеля до смерти

чп на воде

Курская область. На Курчатовском море погибли два человека

межсезонье

У ФК «Авангард» (Курск) новый главный тренер и новичок из высшего дивизиона

удар, еще удар!

Курские боксеры взяли три награды на первенстве Европы

пьедестал почета

«Бронза» курян на Кубке России по пляжному регби

на татами

Курские дзюдоисты отличились в Твери

знай наших!

Курянин на Сударыне Орловой завоевал три «серебра» на чемпионате ЦФО

крути педали

Чемпионат Курской области по велоспорту собрал более 100 спортсменов

сезонное

Заботимся о машине летом

есть идея

Как будут бороться с недоливом топлива

кошелек

Курянам рассказали о новых налоговых льготах

сезонные неудобства

В центре Курска начался масштабный ремонт теплосетей

калькулятор жкх

Куряне снова жалуются на «двойные» счета за вывоз мусора

трудовое право

Увольнение по результатам испытательного срока

кошелек

Маткапитал увеличат

квартирный вопрос

Может ли сирота старше 23 лет получить жилье?

вопрос прокурору

О запрете на въезд в Россию иностранцам

коммунальные услуги

На сколько дней разрешено отключать воду?

секретные материалы

ФБР опубликовало досье на снежного человека

живой мир

В зоопарке Липецка родился зеброид

переводчик

Искусственный интеллект научился понимать язык младенцев

есть мнение

Диетологи о пользе кофе, вреде масла и фруктов

инородные тела

Если что-то попало в глаз...

зож

Сколько нужно ходить, чтобы укрепить здоровье

сад и огород

Как бороться с борщевиком

сезонное

Работы в саду и огороде в июне

на скорую руку

Блюда в чашке

Яна Зубарева: «Люблю пробовать всё новое»лицо номера

Яна Зубарева: «Люблю пробовать всё новое»

Напишите своё мнение о событии

Имя: *
E-mail:
Город:
Смай­лики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст *
сооб­щения:
Анти­спам: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
Реклама на сайте
Лента новостей
16+возрастная
категория

Читайте в печатном номере: курская ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты лотерей, частные и коммерческие объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы для наших читателей и сканворды

Посетителей сегодня 24 973
Посетителей вчера 30 261
Всего c 10 марта 2003 120 687 051

Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года

При перепечатке ссылка на https://dddkursk.ru обязательна. Политика обработки персональных данных

© ООО «Друг для друга — Медиа», Курск 2003–2024