Курянин на пути к Северному полюсу
В течение двух последних лет наш земляк Николай Малешин, путешественник, замдиректора по охране Центрально-Черноземного биосферного заповедника имени В. В. Алехина, стремился достичь Северного полюса. Однако затее в составе небольшой группы единомышленников помешали обстоятельства, которые пока не удалось преодолеть. Рассказ о пути к полюсу получился более похожим на триллер, чем на отчет о путешествии.
Мы уже немного писали об арктической поездке курянина на Шпицберген – норвежский архипелаг за Полярным кругом, используя отчеты Николая Малешина. Теперь рассказ Николая Александровича, что называется, из первых уст.
Лонгъир – город, где запрещено умирать
Административный центр Шпицбергена – город Лонгъир. В нем столько удивительных вещей, что волей-неволей хочется вернуться ещё. Например, здесь запрещено умирать. Именно так звучит действующий на Шпицбергене закон. Проблема в том, что тела не разлагаются (извините за подробности) и привлекают медведей. Если больной в тяжёлом состоянии – его отправляют на континент.
Здесь нельзя держать кошек – нет кошачьего корма в магазине и кошек действительно нет. Это связано с заботой о редких арктических птицах, которые могут пострадать. А вот домашних собак очень много...
В городке Лонгъир улицы не имеют названий. Ни одна. Много гастрономических ресторанов (думаю, что максимальное количество по отношению к числу жителей) с отличной едой, известными шефами и огромным выбором вин. При входе в гостиницы, рестораны, музеи и даже в местный вуз принято снимать обувь.
Здесь каждый четвёртый – студент Свальбардского международного университета. Еще есть церковь, музеи, школа, много гостиниц – и все это на 2 000 жителей. Здесь расположено Всемирное хранилище генетического семенного материала на случай глобальной катастрофы, где на глубине 130 метров хранятся миллионы образцов семян из всех стран мира.
Здесь практически никто не закрывает двери и до недавнего времени преступлений почти не было, пока в конце прошлого года турист из России не ограбил банк. Задержали его через 20 минут.
В нашей стране на парковках и в машинах нет систем электроподзарядки аккумуляторов и прогрева двигателя в любой мороз. А у них – обычное дело. Машины питаются теплом и энергией, несмотря на самые низкие температуры. У нас до сих пор нет системы раздельного сбора мусора, а там на улицах стоят 18-кубовые контейнеры для металла, стекла, пластика, бумаги и т. д. Даже в отелях корзины для мусора с двумя отделениями – металл и все остальное.
Борьба с пьянством поставлена на полностью контролируемый уровень. Местные имеют специальную социальную карту, по которой могут получить не более 2 литров крепкого алкоголя и 24 банок пива в месяц. А гостям города ничего не продадут, если они не предъявят посадочный талон на самолёт туда или обратно. В нем кассир отмечает: чего и сколько вам продано, а также сколько ещё алкоголя вы сможете купить. На Шпицбергене возят собак в спецдомах-прицепах для целой ездовой упряжки.
Оружие может иметь каждый приезжающий, имеющий справку о несудимости. Его можно купить либо взять в аренду. Здесь, в отличие от РФ, разрешено передавать оружие в третьи руки, свободно разгуливать по улицам города с ружьём или винтовкой в собранном виде. Более того, вас оштрафуют на крупную сумму в норвежских кронах, если выйдете за границы города без оружия. Специальные дорожные знаки указывают: переступая границу, вы попадаете в царство белых медведей. Их вокруг города вдвое больше, чем жителей: 4000 против 2000.
Точка отсчёта – дрейфующая станция «Барнео»
Большинство маршрутов на Северный полюс в последние 19 лет начинались с арктической станции «Барнео», создаваемой невероятными усилиями полярников, пилотов вертолётов и самолётов, трактористов, спасателей-парашютистов и людей других специальностей на самом что ни на есть краю света, а точнее, Северного Ледовитого океана. Особенность «Барнео» состоит в очень кратком ежегодном существовании станции – 1,5–2 месяца для целей научных и экспедиционных исследований Арктики и как базовая точка старта для многочисленных международных коммерческих проектов, связанных с Северным полюсом.
С «Барнео», бессистемно дрейфующей в разных направлениях в зависимости от подвижки льдов и направлений ветра, навстречу удаче и судьбе отправляются группы туристов на лыжах с санями, собачьих упряжках, снегоходах или вертолётах, чтобы участвовать в марафоне на дистанции 42 километра вокруг оси Земли, для экстремальных погружений под лёд и прыжков с парашютом. При этом мало кто задумывается, какие усилия необходимо предпринять организаторам «Барнео», чтобы станция функционировала в запланированном режиме.
Начиная с 2000 года она ежегодно создавалась усилиями экспедиционного центра Русского географического общества в непосредственной близости от Северного полюса с координатами от 88,5 до 89,5 градуса северной широты и от 90 до 140 градусов восточной долготы. На «Барнео» сроком всего на месяц – до таяния льдов – строится ледовый аэродром. Обслуживают станцию исключительно самолёты Ан-74. Они разработаны в 1980-х годах в СССР на основе военно-транспортных Ан-72 и лучше других приспособлены для полётов в северных широтах.
Ан-74 могут совершать укороченные взлёт и посадку, что очень важно при полётах с полосы на льдине. В мире существует совсем немного машин, способных доставить грузы на подобную арктическую станцию. Взлётно-посадочная полоса должна при этом иметь ширину 60 метров и длину не менее километра. Там же базируются два вертолёта Ми-8 МТВ, устанавливаются 12 отапливаемых жилых модулей, 2 кают-компании и несколько технических помещений.
Процесс создания такой инфраструктуры на хрупком льду, подверженном сжатию и растяжению, похож на создание космического орбитального комплекса. А как доставить все необходимое снаряжение, питание и технику в точку отсчёта? Для этого вертолёты сначала летят с полуострова Таймыр в Сибири на Северную Землю. По дороге к конечной точке делают остановки, передавая через спутник свои координаты. По этим данным их ищут в бескрайних просторах транспортные самолёты, летящие из Мурманска или Архангельска с грузом горючего на борту, чтобы без приземления сбросить его на парашютах. Как правило, это платформы с 200-литровыми бочками. Только после очередной заправки вертолёты способны снова отправиться в путь. Запланированного района работ пилоты достигают после нескольких таких заправок. Поиск льдины, подходящей по размерам, конфигурации и прочности, можно сравнить с поиском иголки в стоге сена. Только после обнаружения льдины нужных размеров самолёты доставляют трактора, снаряжение, оборудование и людей в намеченный район, и всё опять десантируется на парашютах. Об этом есть видео на канале «Россия 24».
Коней на переправе не меняют
За месяц базу «Барнео» посещают 250–300 туристов из разных стран. До 2018 года дрейфующий лагерь организовывал экспедиционный центр Русского географического общества, его возглавлял полярник Александр Орлов. Но в апреле 2017 года он умер, дела перешли к наследникам, которые в силу отсутствия опыта в такой сложной логистической деятельности не сумели вовремя начать сезон-2018. Все сроки были вынужденно перенесены на две недели. Многие группы, в том числе и наша, не смогли изменить свой график и просили перенести все обязательства по выполнению маршрута на 2019 год. При этом участники экспедиций понесли значительные безвозвратное финансовые потери на бронирование гостиниц, купленные авиабилеты, расходы на визы.
После проведения одного сезона, оценив все риски и сложности, наследники Александра Орлова выставили «Барнео» на продажу, но ни одну российскую компанию не заинтересовало продолжение деятельности ледовой станции – единственной и уникальной. В итоге, начиная с 2019 года, дрейфующим лагерем занялась швейцарская компания «Barneo AG», её руководство заключило договор на авиаобслуживание с украинской компанией «Авиалинии Антонова».
Украинский самолёт должен был доставлять туристов из города Лонгъир на «Барнео». Однако за четыре дня до начала полётов из Лонгъира госавиаслужба Украины отказалась выдать этому самолёту разрешение на полёты в районах севернее 80-й широты, ссылаясь на формальные технические основания – отсутствие второй УКВ-радиостанции на борту.
Руководство «Барнео» об этом официально не известили. Норвежские авиавласти выдали разрешение самолёту на полёты на «Барнео», чего бы никогда не случилось, если бы авиакомпания не предоставила норвежской стороне все необходимые документы, в том числе и пресловутое разрешение. Что произошло в период с 14 марта по 4 апреля и почему это разрешение было дезавуировано украинскими авиавластями, непонятно. Однако есть основания полагать, опять-таки опираясь на информацию от членов экипажа самолёта, что определенную роль в развитии ситуации сыграли «тёплые» отношения между Россией и Украиной!
Самое удивительное, что самолёт прилетел из Киева в Лонгъир, приземлился на полосу международного аэропорта. Долгое время экипаж Ан-74Т никому не отвечал, пока таможенные службы Норвегии не поднялись в кабину пилотов. Все попытки переговоров с украинской стороной закончились безрезультатно. На основании инсайдерской информации и публикаций в зарубежных СМИ можно лишь предположить, что украинская сторона по-прежнему считает ледовую станцию «Барнео» российской, а не швейцарской. Этому содействовал уже упоминавшийся телесюжет о подготовке базы российскими специалистами – военными, десантниками, МЧС и другими.
Учитывая, что по всем законам околополюсная территория не принадлежит ни Украине, ни России и никакому иному государству в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, швейцарское руководство «Барнео» было вынуждено отпустить украинский самолёт и срочно заняться поисками адекватной ему замены, что было совсем непросто. «Свободных» Ан-74 не оказалось ни на Чукотке, ни в Иране, ни в Африке. В итоге им удалось получить канадский Basler BT-67, но только для двух технических рейсов на «Барнео», чтобы забрать команду из 16 десантников, построивших там взлётно-посадочную полосу. По своим возможностям Basler не мог заменить Ан-74 и не отвечал потребностям проекта «Барнео». Кроме того, процесс согласования полётов для компаний, которые ранее не летали на Шпицберген, занимает две-три недели, которых у организаторов не было из-за начинающегося таяния льда
Сухой остаток
Вечером 12 апреля организаторы ледовой станции «Барнео» – представители швейцарской компании «Barneo AG» – объявили, что в этом году дрейфующая станция работать не будет и что все апрельские проекты, связанные с Северным полюсом, отменяются. Наша группа, как и сотни спортсменов-экстремалов, учёных-исследователей, была поставлена перед фактом: планам на этот год осуществиться не суждено.
Несмотря на разочарование, связанное со второй отменой экстремального лыжного маршрута на Северный полюс, я получил огромное удовольствие от путешествия по Шпицбергену, знакомства с тамошними жителями, среди которых немало русских и украинцев.
В условиях 30–40-градусных морозов, сильных пронизывающих ветров, бесконечного солнечного сияния, способного вызвать снежную слепоту, безопасность лыжного перехода полностью зависит от существования станции «Барнео». Очень грустно. Жалко всех нас, кто прошел через все тернии тренировок, ночёвок на льду, начав делать первые шаги к вершине планеты. Тяжело было распаковать нагруженные сани, переупаковывать рюкзаки, консервировать оборудование и снаряжение. Но если для человека Северный полюс – не просто точка на карте, на которой надо непременно побывать, а реальная мечта, тогда сильно расстраиваться не следует. Ведь обязательно будет новая возможность доказать силу своего стремления.
Николай МАЛЕШИН, Шпицберген, Норвегия
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Ирина
14 июня 2019, 09:42e-mail: fil12122012@yandex.ru, город: КурскОгромное спасибо, Николаю!
За интереснейшие статьи, за его энтузиазм, неугасающие интерес, оптимизм, интеллект.
Дай бог ему, несмотря на сложные времена, понимания сверху всей важности его работы, сил и здоровья, благополучия и удачи во всём!
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 23 (1286) от 4 июня 2019 года
Жизнь с болью: зачем в Курске установили светящиеся скульптуры
Делится ли при разводе земельный участок, выделенный одному из супругов безвозмездно?