Гена – от слова гений
17 мая исполнилось бы 62 года знаменитому на весь мир фотографу Геннадию Бодрову из Курска. За то, что его жизнь вращалась исключительно вокруг творчества, друзья прозвали Гену «фотомонахом», а малюсенькая кладовая в хрущевке, приспособленная под фотолабораторию, стала, по их выражению, его кельей. Философ с бессменной ироничной улыбкой на лице, он до сих пор являет нам свои новые снимки – через друзей, издавших уже третий посмертный фотоальбом. Но 20 лет память о нем хранит лишь узкий круг энтузиастов, а делом «государственной важности» это так и не стало. Курский кинофонд собирает материалы для документального фильма о «гении Гене».
Человек, не расстающийся с фотокамерой
Отрывок из публикации «Курской правды» от 20 января 1985 года: «Особенно большой «урожай» самых высоких наград за участие в конкурсах Геннадий получил в минувшем году. Их около тридцати. Стараясь спрятать собственную радость под смущенной улыбкой, Бодров показывает в первую очередь медаль, присланную на днях из Англии, где проходил 49-й международный фотосалон. И каталог выставки. В нем шесть снимков-победителей, среди них – работа курянина «Белый конь».
«Фотография родилась в лаборатории, – пояснял Геннадий. – Отдельно друг от друга были сняты все три составные ее части: пейзаж, конь, облака. А потом я их совместил. Хотел передать глубокие следы на песке, чтоб до самого горизонта, облако воздушное, конь белый Смотрите, на минуту задумавшись, он вот-вот сорвется с места и помчится, может, за облаком Но приема монтажа стараюсь избегать, считаю: ценность фотографии тем больше, чем она документальнее »
Международная фотовыставка в Англии – последняя у Бодрова в 1984-м. Чуть раньше были международные конкурсы в Венгрии, Югославии, Бельгии, Испании. Геннадий показывает две медали. Одна из них за работу, которую он назвал «Кавалерист». Снимок сделан в Латвии во время участия в блиц-конкурсе фотографов, снимающих мотокросс. Еще там «Кавалерист» привлек внимание специалистов и был отмечен тремя наградами. Теперь снимок получил серебряную медаль международной выставки «Фотоспорт-84» в Испании. Еще одну, бронзовую, награду Геннадий получил на международном фотосалоне в Бельгии. Снимок «На трассе» зафиксировал эпизод традиционных межобластных соревнований мотоциклистов, посвященных Дню Победы. Трудно ли стать участником таких выставок? Конечно. Из всех представленных работ жюри отбирает в среднем лишь десятую часть. Автор же вправе заявить не более трех черно-белых и трех цветных фотографий. Нынешний год должен быть интересен еще и потому, что получено приглашение на участие в фотосалоне «Европа-85». Конкурсы всегда подводят итог работы. А труд фотографа – это повседневный поиск, наблюдения, стремление в обычном явлении или человеке подметить то, что другому может быть не заметно. Этим поиском сейчас и занят Геннадий Бодров, человек, никогда не расстающийся с фотокамерой».
«Гена, что это?» – «Проводы русской зимы!»
Всегда в опрятных рубашках или свитерах, с неизменной легкой полуулыбкой на открытом лице и мягкими, отросшими локонами, образующими маленькую «гриву»... Геннадия помнит в лицо большая часть курян, начиная со среднего возраста: он фотографировал сцены из спектаклей в ТЮЗе и драмтеатре, как внештатный сотрудник газет готовил фотоиллюстрации всех значимых событий в регионе. Это и позволило ему создавать свои шедевры... Щупленький, невысокого роста, он оставался незаметным не только для тех, кто попадал в кадр, но даже для милиции, которая в то время то и дело забирала фотографов в отделения. Будто невидимка с объективом, он находил в повседневных реалиях крайне необычные ракурсы.
«Моя самая любимая фотография Гены – это снятая с нижней точки толпа людей, с ужасом взирающих куда-то в небо. Мы в редакции называли ее «За секунду до апокалипсиса». – Гена, что это? Банальнейший ответ: «Проводы русской зимы, по обледенелому столбу кто-то взбирается за подарком». Бодров, притаившись за столом в редакции, мог долго сидеть безмолвно: пока все носятся по делам, ждал своего часа. Когда у всех кончалось терпение, бросались к нему с одним вопросом.
«Ну-у-у, кое-что принес, – тянул Гена и робко вытаскивал новые труды. Всё! Работа вставала. Мы брались рассматривать снимки, спорить, обсуждать, и каждый в них видел что-то свое Но оторваться было невозможно, на это уходили часы, – вспоминает продюсер, телеведущий «ТК АвтоПлюс» Александр Добин, в 1990-е – редактор курской газеты «Хорошие новости». – А когда основатель «ХН» Михаил Файнштейн, уже после эмиграции в Америку, организовал Гене выставку в США вместе со знаменитым художником и скульптором Михаилом Шемякиным, Гена недоумевал, почему его работы совмещают с экспонатами «какого-то мужика, в очереди на выставку которого в Москве он простоял 5 часов!» А еще с большим удивлением добавлял, что за возможность повесить у себя дома его огромные распечатанные кадры иностранцы почему-то платили многотысячные долларовые гонорары».
Без возраста, отчества и мании величия
«Это классическая пушкинская история: нет пророка в своем отечестве, – говорит журналист Ольга Болдырева, которой также посчастливилось работать в одной редакции с «человеком-легендой». – Только однажды Геннадий обмолвился о своей выставке во Франции, показав нам каталог. И если за рубежом Бодров – признанный классик, на его работах учатся искусству фотографии, то в России о нем почти ничего не знают: его снимки участвовали в 48 международных выставках и всего в 19 отечественных, шесть из них – персональные: в Польше, Австралии, Германии и России, две – посмертные, в Госдуме РФ и центре современного искусства «Винзавод». Работы Бодрова хранятся в Музее фотоколлекций в Москве, Русском музее фотографии, международной галерее «Коркоран» в Вашингтоне.
В возрасте 10 лет, разбирая из любопытства снаряд времен войны, Геннадий лишился фаланг нескольких пальцев, что закрыло дорогу к физическому труду. В 16 поступил в заочный народный университет искусств, а уже три года спустя, в 19, впервые представил свои работы на международной выставке в Берлине. Все это и другие факты о Бодрове можно прочитать в коротких аннотациях к трем альбомам его работ, изданным курским галеристом Олегом Радиным с друзьями. Но фотографии Бодрова говорят о нем гораздо больше »
14 февраля 1999 года Геннадия убили – по официальной версии, с целью ограбления. «Это не было классическое убийство для наживы, один из убийц тоже фотографировал на любительском уровне, но мы, фотографы, его всерьез не воспринимали, – вспоминает Георгий Гонголевич, друг и коллега Гены. – Признаваясь о мотивах, он говорил: мол, будь у него такой же аппарат, как у Бодрова, он фотографировал бы не хуже. Но дело было совсем не в технике, а в таланте. Первые гениальные снимки Гена начинал делать простенькими «Киевом» и «Зенитом». Именно мне первому позвонила мама Бодрова, с которой он жил. Был понедельник, а ушел он из дома в пятницу, якобы снимать обряд венчания. Преступники попросили его взять побольше техники. Мы, газетчики, старались поднять все связи в милиции. Но нас отказывались слушать – мол, фотограф уехал на свадьбу, понятно: алкоголь, девушки Но надо было знать Гену – он был очень строгих правил, совсем не употреблял спиртное. И вдруг один из фотографов увидел в комиссионном отделе камеру Гены, на которой убийцы решили подзаработать Мы уже сами думали устроить засаду и ловить преступников, но тут выяснилось, что их взяли».
«Это казалось каким-то дешевым детективом, безобиднее человека на свете просто не существовало, никак не укладывалось в голове, что на него кто-то мог поднять руку. Хотя Гене было чуть за 40, он всегда для нас оставался человеком без отчества, возраста и уж тем более – мании величия. Удивительной скромности гений После страшной новости мы всю ночь с журналистом федерального канала Вадимом Симоненко рыдали навзрыд, смеялись сквозь слезы, вспоминая какие-то смешные истории, связанные с Бодровым. Подонки понесли наказание, но Гену не вернуть » – со слезами на глазах рассказывает Добин.
«После того как умерла в одиночестве мать Гены, квартира была передана новым жильцам, и нам разрешили забрать Генины вещи, – вспоминает фотограф Виктор Гридасов. – Сначала ящик с наградами Бодрова – их более 50 – хранился у меня, затем я передал его в галерею «АЯ», как и конверты с письмами от мировых фотосообществ на разных языках в адрес Гены. У нас много снимков и пленки, его фотоаппараты, личные вещи».
20 лет назад, у гроба Бодрова чиновники обещали назвать в его честь улицу, учредить фотоконкурс, издать альбомы, установить мемориальную доску на доме Что сделано? Вышли в свет три фотосборника благодаря энтузиасту Олегу Радину, только спустя 20 лет проведен первый и единственный фотоконкурс в память о нем. «А как было бы здорово выставить все это богатство на обозрение – пусть даже в небольшой комнатке при краеведческом музее, – продолжает мысль Виктор Гридасов. – И рассказывать всем посетителям, что жил у нас такой человек, гениальный фотограф, чье наследие до сих пор ценят во всем мире, а его самого считают признанным классиком художественной фотографии!»
Оксана САНИЦКАЯ, фото ДДД, ОБУК «Курскоблкиновидеофонд»
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 21 (1284) от 21 мая 2019 года
Куряне судятся за клад золотых монет, который был изъят полицией и... пропал
Шестое курское «золото» мирового Гран-при. Инна Дериглазова выиграла этап Кубка мира в Шанхае
Можно ли изменить дату и место рождения усыновленного ребенка?