ТворчествоЗнакомстваНовые лицаСупермодельKursk FashionАфишаСправочникОбъявленияТарифы DDDMedia
№ 29 (1292) от 16.07.2019 Обновление: 24.07.2019, 00:11 Самый большой сертифицированный тираж (25 200 экз.) в Курской области


Квартиры в ипотеку от застройщика «Унистрой»

Определились все кандидаты на пост губернатора
ФОБОС: погода в Курске


Евгений Новиков отвечает на вопросы читателей


Ирина Рыжих: «Мое кредо – жить по совести»

Архив ДДД на проекте «Яндекс.Новости»
Первое курское интернет-телевидение «46ТВ»
ГТРК
Телекомпания «ТАКТ»
Портал «Афиша 46»
ФК «Авангард» (Курск)
Rambler's Top100

Архивный номер № 21 (1284) от 21 мая 2019Новости


ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ!

Гена – от слова гений…

17 мая исполнилось бы 62 года знаменитому на весь мир фотографу Геннадию Бодрову из Курска. За то, что его жизнь вращалась исключительно вокруг творчества, друзья прозвали Гену «фотомонахом», а малюсенькая кладовая в хрущевке, приспособленная под фотолабораторию, стала, по их выражению, его кельей. Философ с бессменной ироничной улыбкой на лице, он до сих пор являет нам свои новые снимки – через друзей, издавших уже третий посмертный фотоальбом. Но 20 лет память о нем хранит лишь узкий круг энтузиастов, а делом «государственной важности» это так и не стало. Курский кинофонд собирает материалы для документального фильма о «гении Гене».

Жил у нас такой человек, наследие которого до сих пор ценят во всем мире…
Жил у нас такой человек, наследие которого до сих пор ценят во всем мире…

Человек, не расстающийся с фотокамерой

Отрывок из публикации «Курской правды» от 20 января 1985 года: «Особенно большой «урожай» самых высоких наград за участие в конкурсах Геннадий получил в минувшем году. Их около тридцати. Стараясь спрятать собственную радость под смущенной улыбкой, Бодров показывает в первую очередь медаль, присланную на днях из Англии, где проходил 49-й международный фотосалон. И каталог выставки. В нем шесть снимков-победителей, среди них – работа курянина «Белый конь».

«Фотография родилась в лаборатории, – пояснял Геннадий. – Отдельно друг от друга были сняты все три составные ее части: пейзаж, конь, облака. А потом я их совместил. Хотел передать глубокие следы на песке, чтоб до самого горизонта, облако воздушное, конь белый… Смотрите, на минуту задумавшись, он вот-вот сорвется с места и помчится, может, за облаком… Но приема монтажа стараюсь избегать, считаю: ценность фотографии тем больше, чем она документальнее…»

Международная фотовыставка в Англии – последняя у Бодрова в 1984-м. Чуть раньше были международные конкурсы в Венгрии, Югославии, Бельгии, Испании. Геннадий показывает две медали. Одна из них за работу, которую он назвал «Кавалерист». Снимок сделан в Латвии во время участия в блиц-конкурсе фотографов, снимающих мотокросс. Еще там «Кавалерист» привлек внимание специалистов и был отмечен тремя наградами. Теперь снимок получил серебряную медаль международной выставки «Фотоспорт-84» в Испании. Еще одну, бронзовую, награду Геннадий получил на международном фотосалоне в Бельгии. Снимок «На трассе» зафиксировал эпизод традиционных межобластных соревнований мотоциклистов, посвященных Дню Победы. Трудно ли стать участником таких выставок? Конечно. Из всех представленных работ жюри отбирает в среднем лишь десятую часть. Автор же вправе заявить не более трех черно-белых и трех цветных фотографий. Нынешний год должен быть интересен еще и потому, что получено приглашение на участие в фотосалоне «Европа-85». Конкурсы всегда подводят итог работы. А труд фотографа – это повседневный поиск, наблюдения, стремление в обычном явлении или человеке подметить то, что другому может быть не заметно. Этим поиском сейчас и занят Геннадий Бодров, человек, никогда не расстающийся с фотокамерой».

Все понимают смысл аллегории автора снимка со стрелками и водой, не правда ли?
Все понимают смысл аллегории автора снимка со стрелками и водой, не правда ли?

«Гена, что это?» – «Проводы русской зимы!»

Всегда в опрятных рубашках или свитерах, с неизменной легкой полуулыбкой на открытом лице и мягкими, отросшими локонами, образующими маленькую «гриву»... Геннадия помнит в лицо большая часть курян, начиная со среднего возраста: он фотографировал сцены из спектаклей в ТЮЗе и драмтеатре, как внештатный сотрудник газет готовил фотоиллюстрации всех значимых событий в регионе. Это и позволило ему создавать свои шедевры... Щупленький, невысокого роста, он оставался незаметным не только для тех, кто попадал в кадр, но даже для милиции, которая в то время то и дело забирала фотографов в отделения. Будто невидимка с объективом, он находил в повседневных реалиях крайне необычные ракурсы.

«Моя самая любимая фотография Гены – это снятая с нижней точки толпа людей, с ужасом взирающих куда-то в небо. Мы в редакции называли ее «За секунду до апокалипсиса». – Гена, что это? Банальнейший ответ: «Проводы русской зимы, по обледенелому столбу кто-то взбирается за подарком». Бодров, притаившись за столом в редакции, мог долго сидеть безмолвно: пока все носятся по делам, ждал своего часа. Когда у всех кончалось терпение, бросались к нему с одним вопросом.

«Ну-у-у, кое-что принес, – тянул Гена и робко вытаскивал новые труды. Всё! Работа вставала. Мы брались рассматривать снимки, спорить, обсуждать, и каждый в них видел что-то свое… Но оторваться было невозможно, на это уходили часы, – вспоминает продюсер, телеведущий «ТК АвтоПлюс» Александр Добин, в 1990-е – редактор курской газеты «Хорошие новости». – А когда основатель «ХН» Михаил Файнштейн, уже после эмиграции в Америку, организовал Гене выставку в США вместе со знаменитым художником и скульптором Михаилом Шемякиным, Гена недоумевал, почему его работы совмещают с экспонатами «какого-то мужика, в очереди на выставку которого в Москве он простоял 5 часов!» А еще с большим удивлением добавлял, что за возможность повесить у себя дома его огромные распечатанные кадры иностранцы почему-то платили многотысячные долларовые гонорары».

Каждый снимок Геннадия Бодрова – шедевр, более 50 его медалей и наград хранятся в галерее «АЯ»
Каждый снимок Геннадия Бодрова – шедевр, более 50 его медалей и наград хранятся в галерее «АЯ»

Без возраста, отчества и мании величия

«Это классическая пушкинская история: нет пророка в своем отечестве, – говорит журналист Ольга Болдырева, которой также посчастливилось работать в одной редакции с «человеком-легендой». – Только однажды Геннадий обмолвился о своей выставке во Франции, показав нам каталог. И если за рубежом Бодров – признанный классик, на его работах учатся искусству фотографии, то в России о нем почти ничего не знают: его снимки участвовали в 48 международных выставках и всего в 19 отечественных, шесть из них – персональные: в Польше, Австралии, Германии и России, две – посмертные, в Госдуме РФ и центре современного искусства «Винзавод». Работы Бодрова хранятся в Музее фотоколлекций в Москве, Русском музее фотографии, международной галерее «Коркоран» в Вашингтоне.

В возрасте 10 лет, разбирая из любопытства снаряд времен войны, Геннадий лишился фаланг нескольких пальцев, что закрыло дорогу к физическому труду. В 16 поступил в заочный народный университет искусств, а уже три года спустя, в 19, впервые представил свои работы на международной выставке в Берлине. Все это и другие факты о Бодрове можно прочитать в коротких аннотациях к трем альбомам его работ, изданным курским галеристом Олегом Радиным с друзьями. Но фотографии Бодрова говорят о нем гораздо больше…»

Работа «Белый конь» была удостоена медали 49-го международного фотосалона в Англии
Работа «Белый конь» была удостоена медали 49-го международного фотосалона в Англии

14 февраля 1999 года Геннадия убили – по официальной версии, с целью ограбления. «Это не было классическое убийство для наживы, один из убийц тоже фотографировал на любительском уровне, но мы, фотографы, его всерьез не воспринимали, – вспоминает Георгий Гонголевич, друг и коллега Гены. – Признаваясь о мотивах, он говорил: мол, будь у него такой же аппарат, как у Бодрова, он фотографировал бы не хуже. Но дело было совсем не в технике, а в таланте. Первые гениальные снимки Гена начинал делать простенькими «Киевом» и «Зенитом». Именно мне первому позвонила мама Бодрова, с которой он жил. Был понедельник, а ушел он из дома в пятницу, якобы снимать обряд венчания. Преступники попросили его взять побольше техники. Мы, газетчики, старались поднять все связи в милиции. Но нас отказывались слушать – мол, фотограф уехал на свадьбу, понятно: алкоголь, девушки… Но надо было знать Гену – он был очень строгих правил, совсем не употреблял спиртное. И вдруг один из фотографов увидел в комиссионном отделе камеру Гены, на которой убийцы решили подзаработать… Мы уже сами думали устроить засаду и ловить преступников, но тут выяснилось, что их взяли».

«Это казалось каким-то дешевым детективом, безобиднее человека на свете просто не существовало, никак не укладывалось в голове, что на него кто-то мог поднять руку. Хотя Гене было чуть за 40, он всегда для нас оставался человеком без отчества, возраста и уж тем более – мании величия. Удивительной скромности гений… После страшной новости мы всю ночь с журналистом федерального канала Вадимом Симоненко рыдали навзрыд, смеялись сквозь слезы, вспоминая какие-то смешные истории, связанные с Бодровым. Подонки понесли наказание, но Гену не вернуть…» – со слезами на глазах рассказывает Добин.

«После того как умерла в одиночестве мать Гены, квартира была передана новым жильцам, и нам разрешили забрать Генины вещи, – вспоминает фотограф Виктор Гридасов. – Сначала ящик с наградами Бодрова – их более 50 – хранился у меня, затем я передал его в галерею «АЯ», как и конверты с письмами от мировых фотосообществ на разных языках в адрес Гены. У нас много снимков и пленки, его фотоаппараты, личные вещи».

20 лет назад, у гроба Бодрова чиновники обещали назвать в его честь улицу, учредить фотоконкурс, издать альбомы, установить мемориальную доску на доме… Что сделано? Вышли в свет три фотосборника благодаря энтузиасту Олегу Радину, только спустя 20 лет проведен первый и единственный фотоконкурс в память о нем. «А как было бы здорово выставить все это богатство на обозрение – пусть даже в небольшой комнатке при краеведческом музее, – продолжает мысль Виктор Гридасов. – И рассказывать всем посетителям, что жил у нас такой человек, гениальный фотограф, чье наследие до сих пор ценят во всем мире, а его самого считают признанным классиком художественной фотографии!»

Оксана САНИЦКАЯ, ОБУК «Курскоблкиновидеофонд»


Вверх  —  Отзывы читателей (0)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати


Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст * сообщения:
Защита от спама *: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.





Горячие новости

Добро пожаловаться

Справочная


Читайте в печатном номере: ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты ТВ-лотерей «Золотой ключ», «Бинго», «Русское лото», частные объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы и сканворды 16+возрастная
категория
Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн» Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-74531, выдано Роскомнадзором 29 декабря 2018 года
Посетителей сегодня: 1 464
Посетителей вчера: 32 129
Всего c 10.03.2003: 60 309 516
© ООО «Друг для друга — Медиа» (г. Курск), 2003–2019 • При перепечатке ссылка на www.dddkursk.ru обязательна! • Политика конфиденциальности • Разработка сайта: КурскИНФО