Зеленая волна. Как работают курские светофоры
В ближайшее время в Курске появятся 16 новых светофоров. Сейчас их 140. Как работает это оборудование, с какой скоростью надо ехать, чтобы поймать «зеленую волну», почему светофор на перекрестке улиц Радищева и Садовой не могли починить больше месяца и при чем тут отношения с Украиной, выясняла корреспондент «ДДД».
Светофор на Радищева «сошел с сума»
В центре Курска полтора месяца назад «сошел с ума» светофор. Обратный отсчет времени на табло перекрестка улиц Садовая – Радищева стал направлять пешеходов под колеса автомобилей. Куряне звонили в МЧС и ГИБДД, оттуда обращения переадресовывали в организацию, отвечающую за работу светофоров, где отвечали: «Так и должно быть».
Светофор оборудован таймером, срабатывавшим довольно странно. Горел красный сигнал для пешеходов, шел обратный отсчет: 3, 2, 1 – и люди, привыкшие, что после этого загорается зеленый, не задумываясь, ступали на проезжую часть. Но светофор не переключался, машины экстренно тормозили, сигналили, возникала неразбериха.
В МБУ «Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие», отвечающем за работу оборудования, утверждали, что речь идет о «задержке сигнала», якобы так настроены многие светофоры, это только повышает безо-пасность на дорогах. Но подобная задержка обычно не превышает пяти секунд, при этом запрещающий сигнал включается на всех направлениях, здесь же для автомобилей горел зеленый, а сигнал переключался только через полминуты с момента окончания обратного отсчета.
Зеленый сигнал тоже преподносил сюрпризы. Едва переключившись на разрешающий для пешеходов свет, светофор тут же начинал мигать и вновь включал красный. За 5–8 секунд большинство пешеходов не успевали перейти дорогу. Рядом расположены школа-лицей №6, больницы. Куряне всерьез опасались, что однажды под колеса машины может попасть ребенок или пенсионер.
Отношения с Украиной мешали починить оборудование
Добиться реакции специалистов СМЭП, описав проблему по телефону, не удалось. Нам заявили: «Светофор работает в штатном режиме». Тогда стали добиваться личной встречи. Оказалось, на предприятии нет должности главного инженера, но есть мастер участка. Александра Шабельникова мы разыскали не в офисе, а в городе. На перекрестке улиц Белинского и Красной Армии, которая должна была открыться для движения транспорта вечером 25 октября, бригада устанавливала новый светофор.
Спустившись с вышки, Александр Геннадьевич выслушал корреспондента и подтвердил, что проблема действительно есть, ее безрезультатно пытаются решить уже больше месяца. «Скорее всего, сбой дает программное обеспечение, синхронизирующее работу светофоров на улице Радищева», – пояснил он.
Светофоры настроены таким образом, чтобы обеспечивать для проезда транспорта «зеленую волну». Если один сбивается, например, выключившись из-за ремонта электросетей, за несколько циклов он снова самостоятельно подстраивается под общий режим. Но с оборудованием на улице Садовой это почему-то не произошло. Отсюда и все странности в работе: внезапные переключения происходили именно потому, что светофор пытался поймать «волну», но тут же опять ее терял.
«Мы предполагали, что проблема в контроллерах, – сказал Шабельников. – Меняли их, но результата не увидели. Найти же компьютерную ошибку не так просто».
Оказалось, что более 10 лет назад оборудование и программное обеспечение, синхронизирующее работу светофоров, закупили в Харькове, оно считалось одним из лучших. Но когда отношения с Украиной испортились, программа оказалась без техподдержки. Куряне успели сами разобраться с ее работой, но в этот раз устранить хитрую ошибку никак не получалось.
Специалист согласился, что оставлять светофор в таком виде нельзя, пешеходы действительно рискуют. И пообещал исключить его из «зеленой волны». Путь это принесет некоторые неудобства автомобилистам, но обезопасит пешеходов.
Поймать «волну»
Уже на следующий день светофор работал в обычном режиме. Александр Шабельников пояснил: все же удалось связаться со специалистами из Харькова. Несмотря на то, что контракт давно не действует, они помогли отладить программу.
Сейчас в режиме «зеленая волна» работают светофоры на пяти улицах Курска: Ленина, Радищева, Карла Маркса, Пучковке и проспекте Победы. По словам Шабельникова, система рассчитана на движение со средней скоростью 60 километров в час летом и 40 км/ч в зимний период. Такая скорость в теории может гарантировать водителю безостановочный проезд всей магистрали благодаря согласованному переключению светофоров. У программы есть три режима: «утро», «день» и «вечер» – в зависимости от загруженности трассы и числа пешеходов меняются и временные интервалы переключения.
Светофоры на других оживленных улицах, например, на Дзержинского или проспекте Вячеслава Клыкова, в сеть не объединены, каждый работает независимо.
К открытию улицы Красной Армии после ремонта теплосетей на ней появился новый светофор – на перекрестке с улицей Белинского. В ближайшее время в областном центре планируют установить еще 16 электронных регулировщиков. Они появятся напротив школ и будут работать в предупреждающем режиме, то есть мигать желтым светом.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 44 (1255) от 30 октября 2018 года
Курская область. Передано в суд дело адвоката, убившего в Мантурово семью полицейских