В Курск из Эрмитажа привезли «Радость для всех чувств»
В Курской государственной картинной галерее имени Александра Дейнеки открылась выставка «Радость для всех чувств». В экспозиции представлено более 40 полотен XVI–XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа.
Куряне вновь могут насладиться мировыми шедеврами живописи. Это уже стало традицией: ежегодно в конце сентября фестиваль искусств «Арт-окно» привозит в наш город серьезную выставку. В прошлом году это была жанровая живопись из Третьяковской галереи. Сейчас – натюрморты из фондов санкт-петербургского музея.
«Натюрморт – искусство демократическое, всем понятное и не требующее пояснений, – отмечает Сергей Андросов, завотделом западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа. – Поэтому выставка будет интересна самому разному зрителю. Как говорили раньше, «от пионера до пенсионера».
В экспозиции – произведения ведущих художественных школ Западной Европы XVI–XIX веков: Фландрии, Голландии, Италии, Германии и Франции. Искусствоведы отмечают, что выставка дает возможность составить яркое представление о своеобразии жанра и его главных особенностях. Картины подобраны так, чтобы продемонстрировать многообразие тем и мотивов, характеризующих старый европейский натюрморт, и показать устойчивость его типов в искусстве Старого Света.
Например, «Женщина с овощами» венецианского живописца Бернардо Строцци, на первый взгляд, не укладывается в рамки жанра. Это портрет, определит неподготовленный зритель. И ошибется. «Человек на полотне – просто часть композиции. Нет характера, нет индивидуальности, – поясняет экскурсовод. – А в центре внимания – корзина, которую она держит в руках, и овощи на столе». Кстати, «Женщина с овощами» – одно из самых дорогих полотен экспозиции. Картина застрахована на 35 миллионов рублей.
«Натюрморт не так прост, как кажется», – на открытии выставки говорили и о скрытых символах жанра. Для зрителя XVII века он был своеобразной интеллектуальной игрой, в которой предлагалось расшифровать определенные знаки. Полевые цветы – символы скромности и чистоты, лимон – неутоленная жажда, орехи в скорлупе – душа, скованная грехом, яблоко напоминало о грехопадении, а инжир, сливы или персики имели эротический подтекст. Таким образом складывались целые послания, их оставалось только правильно прочесть.
«Вернувшись с выставки, наберите в Интернете «символика голландского натюрморта», – советует директор курской галереи Игорь Припачкин. – И вполне возможно, вы еще раз вернетесь в эти залы, чтобы уже более глубоко погрузиться в те идеи, которые художники вкладывали в свои работы».
Ирина ТРЕТЬЯКОВА, фото Руслана ЖУРКИНА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 39 (1250) от 25 сентября 2018 года
«Русский ниндзя»: курянин едет на съемки проекта Первого канала
120 тысяч за 10 лет колонии. Заключенный из Орла оплатит свое содержание в курской «зоне»