Курянин воссоздал сотни храмов
Юрий Шевляков воссоздал не сохранившиеся до наших дней курские храмы в миниатюре. Около 400 макетов церквей сделано его руками. Для этой цели курянин использует зубочистки, бисер и другие материалы.
Вдохновили ацтеки
«Начинал со спичек, – рассказывает мастер. – Увидел как-то спичечный домик и решил: тоже могу сделать что-то подобное».
Так Юрий Шевляков создал свою первую работу – храм индейцев-ацтеков в миниатюре, но вскоре понял, что гораздо больше его вдохновляют русские церкви, и разработал свои авторские техники.
– Вместо спичек стал использовать зубочистки, это более качественный материал для такого рода работ. Спички не такие ровные и нередко расщепляются, в целом детали из них выглядят менее аккуратными, а зубочистки лучше имитируют бревна, – поясняет он.
Некоторые из работ находятся в частных коллекциях в Канаде, Израиле, Польше. Создавать в миниатюре храмы – в этом Юрий Евгеньевич нашел свое призвание и посвятил ему более тридцати лет жизни. Его работы, размещенные в Интернете, приводят к мастеру людей, желающих воссоздавать старину.
В этом году мастер делает храмы, не уцелевшие в Курске до наших дней или сохранившиеся, но не в первоначальном архитектурном образе. Число работ уже приближается к десяти, и на этом Юрий Евгеньевич не останавливается. Миниатюры, вероятно, скоро можно будет увидеть на одной из выставок в Курске.
– Сейчас в нашем городе восстановлено немало храмов, но все равно в старину их было больше, – делится своими наблюдениями умелец, – Я считаю Курск очень красивым, но, тем не менее, сейчас он другой.
Не стремлюсь полностью копировать старину
Знаменский собор мастер воплотил в четырех разных копиях, показывающих, как он выглядел в разное время. В высоту работы около 270 миллиметров. На одной из них храм запечатлен с двумя колокольнями.
Иначе выглядел и Ильинский храм. Его колокольня находилась на месте Дома книги. Именно таким его изобразил и Юрий Евгеньевич.
Воссоздал Шевляков и Покровский храм, на месте которого до наших дней сохранилась только ограда за Центральным рынком. Среди новых работ мастера также Смоленско-Георгиевский храм, находившийся на пересечении современных улиц Гайдара и Дзержинского, Сретенский храм на углу улиц Радищева и Марата, где на стене жилого дома висит мраморная табличка о том, что здесь раньше стояла церковь. Преображенский храм, недавно воссозданный Юрием Евгеньевичем с помощью бисера, высился недалеко от Троицкой церкви. Он был запечатлен на фотопленке вместе с историческим событием – император Николай II принимал парад Курского гарнизона.
Облик храмов мастер воссоздает по старинным фотографиям, найденным в Интернете, картинам. Всегда большой заряд вдохновения дают паломнические поездки по святым местам. Юрию Евгеньевичу довелось побывать на Валдае и Соловках, в Холках на Белгородчине и, конечно, в монастырях Курской области.
Для серии новых работ мастер использует бисер, который подходит для имитации каменной поверхности, а большинство воссозданных в миниатюре храмов были как раз из камня.
– Я не стремлюсь к полному копированию старины, – уточняет Шевляков, – по старым черно-белым фото это и невозможно. Для меня важнее, чтобы храм был узнаваем.
«Визитная карточка» монастыря
Самый большой макет, который пока доводилось создавать мастеру, – высотой полметра – 33-главый храм, который планировали возвести на Университетской горе в Петергофе. Одна из наиболее трудоемких работ – Свято-Успенский Александро-Ошевенский мужской монастырь в миниатюре.
– Как-то в книге «Архитектура русского Севера» увидел маленький рисунок этой святыни, – рассказывает Юрий Евгеньевич. – Я тогда работал учителем в школе Курского района, делал макет в свободное от занятий время. На него ушел приблизительно год. Вскоре после того, как выставил работу в Интернете, в комментариях под фото одна женщина спросила: не мог бы я повторить такой макет. Начал было мягко отказываться, все-таки работа очень сложная и долгая. Вроде бы отказался, но через месяц она написала снова, что ездила в Питер и получила у батюшки благословление на изготовление нового храма в миниатюре. Пришлось делать, это заняло 560 часов чистого времени. Тот макет, который остался у меня – неразборный, а этот я сделал разборным для удобства при транспортировке.
В другой раз к курскому мастеру приехали с Севера. Ему предстояло воссоздать из зубочисток копию Лядинского погоста – сгоревшую от удара молнии церковь.
– Теперь могу посвящать своему любимому занятию больше времени, год назад я вышел на пенсию, – говорит мастер, но более детально планы раскрывать не спешит. – Если что-то сказал, надо будет обязательно сделать, а многое зависит от настроя. Без вдохновения лучше за творчество не браться.
Вероника ТУТЕНКО, фото автора и из личного архива Юрия ШЕВЛЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 39 (1250) от 25 сентября 2018 года
«Русский ниндзя»: курянин едет на съемки проекта Первого канала
120 тысяч за 10 лет колонии. Заключенный из Орла оплатит свое содержание в курской «зоне»