Картина маслом. Курская пенсионерка открыла в себе талант абстракциониста
Как выглядит «застывший звук» и что такое «фиолетовая метаморфоза»? Ответы на эти вопросы есть у курской художницы Людмилы Рябенко. Абстрактной выставкой современного зрителя не удивишь. Но знакомство с автором по-хорошему шокирует. Ей – 67 лет. И настоящую страсть к поиску новых средств выражения она открыла лишь после того, как вышла на пенсию.
Курянка пишет на всем, что подвернется под руку: на обычной бумаге, картоне, старых обоях и строительном пластике. Ведь главное – не мертвый материал, а жизнь, которая рождается в цвете. Хотя в таком экстравагантном выборе не последнюю роль сыграла и финансовая составляющая. У пенсионерки просто нет средств на настоящие холсты, подрамники и прочие художественные атрибуты. Пособия от государства едва хватает на жизнь и краски, ну а остальное, как выяснилось, не так уж важно, когда вот так вдруг находишь свое призвание.
В молодости Людмила Рябенко окончила художественно-графический факультет. Где, кстати, тогда абстрактный экспрессионизм клеймили как искусство, недостойное кисти советского художника. Ну что это за картина, у которой нет ни формы, ни сюжета? Курянка не просто не спорила – даже не думала об этом. Не таинственные Поллок и Ротко занимали ее воображение, а вполне понятные завитки и ягодки хохломского узора – вчерашняя студентка устроилась работать на художественный комбинат, расписывала стекло и керамику, делала эскизы для платков. Потом отвлекла другая работа.
Однако живопись взяла свое. И новая звезда на горизонте искусства зажглась, когда художница разменяла седьмой десяток. Столь неожиданный поворот сама не может объяснить: «Просто взяла краски и стала рисовать».
Зрителей поначалу было немного, а ценителей еще меньше. «Подруга хвалила мои картины. А сын ругал: «Ну зачем ты рисуешь что-то непонятное? Только время тратишь», – признается Людмила Владимировна. – А мне нравится, я отдыхаю, когда рисую. Потом у себя на стенах вешаю. Надоест, переверну, а там другой сюжет открывается. И так можно крутить сколько угодно, как калейдоскоп».
Радость и ликование души – так описывает она свои сюжеты. Поделиться этими эмоциями хотелось с окружающими. Тогда пенсионерка неуверенно постучала в двери частной галереи «АЯ», заранее решив не расстраиваться в случае отказа. Но на ее владельца, художника Олега Радина, принесенные картины произвели неизгладимое впечатление.
Он узнал в работах... себя. И пусть сошлись не «лед и пламень», но противоположности не меньшие. Харизматичный, эпатажный бунтарь Радин, для которого его работы – вся его жизнь, и скромная, даже немного застенчивая пожилая художница Рябенко, для которой это настоящая свобода.
Тогда и пришло неожиданное решение – организовать парную выставку. Совпадения почти мистические. Над «Горячим поцелуем» Радина висит «Пламенная страсть» Рябенко. Работы написаны в разное время, независимо друг от друга. Но перекликается все: и цвета, и манера подачи, и сама эмоция, которая буквально выплескивается с холста на зрителя.
«Значит, мы находимся на одной волне, – радуется Олег Радин. – Если убрать бирки, неподготовленный зритель вряд ли определит, где чьи работы. И меня это радует. Главное, что нас объединяет – это попытка визуализации энергетических процессов, которые происходят вокруг нас».
Ирина ВЛАДИМИРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 32 (1243) от 7 августа 2018 года
Древний камин, ордынские монеты и наперстки. В Курском районе завершились археологические раскопки