Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»

Архивный номер № 8 (1219) от 20 февраля 2018Новости


ЛОЖНЫЙ ВЫЗОВ

«Как избавиться от тараканов?» и «Куда я попал?» Куряне звонят в «Службу спасения – 112», чтобы поговорить

«Почему не получается активировать SIM-карту?», «У меня не работает телевизор», «Когда дадут воду?», «Как позвонить в больницу?» и даже «Чем травить тараканов?»... С какими только вопросами не обращаются жители Курской области по номеру 112, мешая диспетчерам Центра обработки вызовов экстренных оперативных служб выполнять свою работу. Ведь от того, насколько быстро они примут звонок, часто зависит жизнь человека.

Звонят в «112», чтобы проверить телефон

– «Служба спасения – 112», слушаю вас, – диспетчер берет трубку. – Повторите еще раз. Вам требуется помощь? Что случилось? – несколько минут диспетчер пытается добиться от звонящего, чего же он хочет. Разговора не получается – на том конце провода бросают трубку.

– Ну что, в очередной раз выслушала поток матерной брани, – замечает она, перехватывая мой вопрошающий взгяд.

– И часто такое?

– Случается. Конечно, хотелось бы, чтобы было меньше. Ведь пока мы пытаемся выяснить цель подобного звонка, людям, которым действительно требуется помощь, приходится ждать ответа оператора на линии. А в некоторых экстренных ситуациях счет идет даже не на минуты, а на секунды.

– «Система – 112» в Курской области стала пилотным проектом, мы первыми в стране приступили к ее эксплуатации, – поясняет Вячеслав Чадаев, замначальника Центра обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций Курской области. – Получаем более миллиона звонков в год! За сутки диспетчеры обрабатывают от 2500 до 3500 вызовов. Рекордным стал июль 2017-го, когда всего за один день позвонили более 10 тысяч курян! Тогда в регион пришел циклон, поднялся сильный ветер, шел ливень, все это привело к большому количеству ЧП: падали деревья, рвались провода, росло число ДТП... Благодаря «Системе – 112» нам удается обеспечивать комплексное и оперативное реагирование всех необходимых служб.

Эти три цифры, которые следует набирать в случае чрезвычайного происшествия, знают все. И в основном обращаются люди, когда им действительно требуется помощь. Однако не все куряне понимают, что звонить в «Службу спасения» нужно только в экстренной ситуации.

– В 2016 году было более 272 тысяч ложных звонков, в 2017-м – почти 284 тысячи, – поясняет Вячеслав Лаврентьевич. – По категории «детская шалость» удалось снизить показатели. Если в 2016-м зарегистрировано около 100 тысяч таких обращений, то в 2017-м почти вдвое меньше. Помогла профилактика: просим родителей, педагогов проводить разъяснительные беседы с детьми, объяснять им, к каким последствиям могут привести «шутки».

Все разговоры не просто регистрируются в Центре обработки вызовов, а записываются и хранятся в течение трех лет. «На карте мы видим, откуда идут вызовы, – продолжает Вячеслав Чадаев. – Порой они приходят из магазинов мобильных телефонов. Продавцы, показывая покупателю телефон, демонстрируют его рабочее состояние, набирая 112. Подобное происходит, и когда продают телефоны, бывшие в употреблении».

– Многие заносят номер 112 в память телефона, на некоторых моделях есть кнопка экстренного вызова, – говорит старший диспетчер «Службы – 112» Михаил Каширин. – С одной стороны, это правильно, но с другой – могут быть проблемы. Звонок в Службу спасения происходит сам собой, например, когда телефон лежит в кармане одежды. Получая сразу несколько вызовов с одного номера за короткий промежуток времени, обязательно перезваниваем, уточняем, что случилось. Выясняется, что человек на даче копает картошку и нечаянно нажимает кнопку экстренного вызова на телефоне, лежащем в кармане».

«Вокзал заминирован, хочу посмотреть, как спасатели работают»

К категории ложных вызовов также относятся звонки от людей с психическими отклонениями и нетрезвых граждан. Они ничего не хотят, просто скажут что-нибудь, порой матом, и бросают трубку. Так, один житель Курска за день позвонил 82 раза! Еще двое жителей Сеймского округа в общей сложности совершили порядка 100 дозвонов. При этом мужчины или молчали в трубку, или оскорбляли диспетчеров. Информация об этих фактах была передана в правоохранительные органы. Нередко в трубке раздается: «Куда я попал?» Как правило, это пожилые люди, и таких звонков немного.

Диспетчеры даже составили своего рода «черный список», куда внесены номера телефонов, с которых звонят просто огромное число раз. И всегда эти звонки ложные. «Есть абонент, который в 2016 году позвонил 1298 раз, – говорит Вячеслав Чадаев. – После профилактической беседы он немного снизил активность – за 2017 год 997 раз набрал номер «Службы спасения». В одном районе живет мужчина, злоупотребляющий спиртным. Звонит очень часто: в 2016 году – 4032 раза! В 2017-м – 3014. Только за два месяца этого года уже позвонил 111 раз! Другой – житель Курска – после общения с участковым оставил в покое диспетчеров. Хотя в прошлом году сделал 6354 вызова! Если разделить на количество дней в году, получается, что каждые сутки он 17 раз набирал номер 112!»

Одному жителю области диспетчеры даже дали псевдоним – «англичанин». Понять, что говорит мужчина, невозможно. В несвязной речи проскакивают английские и немецкие слова. В прошлом году он позвонил 559 раз, в январе и феврале этого – уже больше 150 вызовов.

– Привлечь к ответственности или запретить звонить таким категориям граждан мы не можем, нет такого закона, – поясняет Вячеслав Чадаев. – Но они надолго занимают линию. Другое дело – когда есть угроза теракта. В прошлом году на вокзале мужчина ждал поезд. Видимо, выпил лишнего и начал «чудить». Звонит и сообщает: «Вокзал заминирован, хочу посмотреть, как спасатели работают». На место сразу выехали все экстренные службы, эвакуировали людей, проверили здание. Мужчину быстро вычислили – уже через полчаса он давал показания».

Кстати, одобрен законопроект, ужесточающий наказание за заведомо ложные сообщения о терактах. Теперь таким «шутникам» грозит штраф до 500 тысяч рублей. Если ложное сообщение о теракте повлекло гибель людей или «иные тяжкие последствия», – тюремный срок от восьми до десяти лет.

«Внучек, скажи что-нибудь, тебе сейчас ответят»

Часто развлекаются дети, набирая 112. «Что-нибудь выкрикнут, засмеются и бросают трубку, – рассказывает старший диспетчер Михаил Каширин. – Мы перезваниваем по определившемуся номеру. Как ведет себя маленький ребенок, когда звонит телефон? Несет его родителям. Начинаем объяснять маме или папе, что их чадо отвлекает спасателей от работы и чем это чревато. В прошлом году ребенок не хотел идти в школу и сообщил о заминировании учебного учреждения. Было возбуждено уголовное дело, родителей оштрафовали, ребенка поставили на учет. Так что детская шалость может обернуться довольно серьезными последствиями. Но если звонит ребенок и четко говорит, что бабушке плохо, мы сразу реагируем. Главное, чтобы он назвал адрес. Или был случай: дети шли по улице и увидели, что лежит человек. Они сообщили об этом, дали трубку прохожему, чтобы уточнил адрес, куда направлять бригаду скорой помощи».

Как-то в «Службу спасения» поступило 12 звонков с мобильника одного абонента. Когда специалист дозвонился по номеру, выяснилось: бабушка дала телефон маленькому внуку. Ребенок играл, нажимая кнопки. И такой случай не единичен. Часто родители вручают малышам телефоны в качестве игрушки. Но порой поражает, когда номер 112 набирают взрослые и передают трубку малышу. «Слышим голос бабушки: «Внучек, скажи что-нибудь, тебе сейчас ответят». И ребенок, которому года два, начинает что-то лепетать», – поясняют диспетчеры.

Звонят на 112, и чтобы узнать номер телефона какой-либо организации. «К сожалению, люди путают нас со справочной, – замечает Михаил Каширин. – Интересуются, почему батареи холодные, нет воды, не работает телевизор... Как-то спрашивали, где можно купить отраву для тараканов, причем в категоричной форме – вы же спасатели, вот и спасайте меня! Спрашивают телефоны и режим работы больниц, поликлиник, прокуратуры, полиции, школ... Мы сообщаем номер телефона городской справочной службы – (4712) 50-05-09. И советуем записать в свои мобильные телефоны или блокноты контакты, по которым чаще всего требуется информация. Это регистратура поликлиники, приемные школы или детсада. Телефоны управляющих компаний или служб по приему показаний счетчиков можно найти на квитанциях ЖКХ, а пользователи Интернета могут выяснить номер телефона на сайте соответствующей организации. Номер 112 создан для оперативного реагирования на различные происшествия, когда необходима помощь. Зачастую жизнь человека зависит от того, насколько быстро к нему прибудут спасатели, пожарные, медики. Человек, реально нуждающийся в помощи, может просто не дозвониться до диспетчера из-за того, что линия занята».

Марина ВЕБЕР


Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст * сообщения:
Защита от спама *: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
© ООО «Друг для друга — Медиа», г. Курск, 2003–2022