городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (16 500 экземпляров)

17 августа 2017, 13:25 К ДАТЕ

Напролом к Северному полюсу. Куряне на ледоколе «Арктика»

40 лет назад, 17 августа 1977 года, советский атомоход «Арктика» стал первым в истории кораблем, достигшим Северного полюса Земли. На макушке планеты в составе команды, которую подбирали с особой тщательностью, ведь на кону стоял престиж страны, тогда побывали и куряне. Мы встретились с Владимиром Гончаровым, который трудился на «Арктике» старшим электриком.

«Будто тебя засунули в железную бочку, а сверху колотят палкой»

– О готовящейся экспедиции к Северному полюсу стало известно за месяц-полтора до похода, – говорит Владимир Гончаров. – Стали отбирать команду. Это же был Советский Союз, так что приоритет отдавали людям с незапятнанной репутацией – ударникам труда, коммунистам... В их числе оказались и мы с Александром Науменко, с которым вместе окончили мореходку, работали на атомоходе «Ленин», на «Арктике». Сейчас он живет в селе Большие Угоны Льговского района, периодически встречаемся, вспоминаем прошлое.

9 августа 1977 года атомоход «Арктика» вышел из порта Мурманска. Время было выбрано неслучайно, август – самый мягкий месяц в полярных широтах. Обычно на ледоколе экипаж состоял из 150 человек, но в рейсе на Северный полюс он вырос до 207! «С нами же были ученые, специалисты из разных научных и технических институтов и организаций, журналисты, – поясняет Владимир Иванович. – О важности этого похода можно было судить и по тому, что руководил экспедицией лично министр морского флота СССР Тимофей Гуженко».

Ледокол «Арктика» был заложен 3 июля 1971 года на Балтийском заводе в Ленинграде. Через полтора года состоялся торжественный спуск на воду огромного корабля: 148 метров в длину, водоизмещение – 23 тысячи тонн, скорость хода – 20 узлов. «Арктика» отличалась от первого советского атомного ледокола «Ленин», построенного в 1957-м. «Я же работал и на «Ленине», – поясняет собеседник. – Есть с чем сравнивать. Новый корабль был значительно надежнее предшественника, развивал большие мощность и скорость. Все это позволило атомоходу пробиться через льды к макушке Земли».

Ледокол «Арктика» – настоящее произведение кораблестроительного искусства. Помимо служб связи, радиационной безопасности и прочих необходимых для такого объекта подразделений, имел свою инфраструктуру для воздушной ледовой разведки (на судне был свой бортовой вертолет), а также медицинский блок с физиотерапевтическим, стоматологическим и даже операционным отделениями... На атомоходе были оборудованы столовая, кинозал, библиотека, две финские бани, бассейн, спортзал, музыкальный и шахматный салоны, учебный класс, парикмахерская.

«Одним словом, все необходимое для комфортного проживания и отдыха экипажа, – улыбается Владимир Гончаров. – Мы жили в одноместных каютах. Кстати, на ледоколе «Ленин» моя каюта располагалась у корпуса прямо над боковым винтом. Ощущение, будто тебя засунули в железную бочку, а сверху со всей силы колотят палкой – такой грохот от раскалывавшегося льда стоял, будь здоров! Но тогда мы быстро привыкали к этому: все грохочет, ледокол трясет – а ты моментально засыпаешь. Эх, молодость!»

14 августа «Арктика» вошла в многолетние льды, началась самая сложная часть экспедиции. Как позднее признавались моряки, в некоторые моменты похода становилось страшновато, корпусу корабля приходилось крушить льдины толщиной в несколько метров. «Ледокол не разрубает лед, а наползает на него и продавливает своей тяжестью, – поясняет Владимир Иванович. – И чем прочнее лед, тем большая часть ледокола должна вползти на него, чтобы вызвать разрушение. Обломки смещались далеко от форштевня, их не было видно из передних иллюминаторов. И было впечатление, будто весь огромный атомоход скользит по льду: впереди ни трещин, ни ломающегося льда, ни брызг. Только доносился глухой звук: хрум, хрум... А посмотришь назад – широкая полоса воды и огромные развороченные глыбы льда по сторонам, поражавшие красотой. На солнце они были какого-то фантастического изумрудного цвета. И мне кажется, судно особо не жалели, лезли напролом, давя многометровые торосы. Ведь была четкая задача – дойти до Северного полюса!»

«Кругосветка» вокруг мачты с флагом

Конечно, команда, используя данные ледовой разведки, старалась обходить наиболее мощные преграды. «Арктика» творила чудеса, выбираясь из немыслимых нагромождений торосов. И все-таки не раз наступал такой момент, когда атомоход вынужден был останавливаться, пятиться назад, чтобы выбраться из ледовой западни. Позднее министр Тимофей Гуженко признавался, что порой он чувствовал себя, как в камнедробилке, поскольку в тяжелых льдах судно продвигалось ударами: взад-вперед, взад-вперед.

«Плавание во льдах – это вечный риск, – говорил позднее в интервью капитан «Арктики» Юрий Кучиев. – Могут произойти тысячи неожиданностей: сломаться конус гребного вала, отвалиться винт. В этом случае ледокол лишается трети мощности. Может сложиться ситуация, когда затертый льдами, он должен будет пытаться вырваться из ледового плена. Поэтому на борту был аварийный запас продовольствия, чтобы хватило всему экипажу примерно на восемь месяцев. Имелось все необходимое, чтобы построить аэродром. Особое беспокойство вызывали ажурные винты диаметром 5,7 метра. Но даже в самые тяжелые моменты плавания «Арктики» они выдержали. С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров — такие нам до этого преодолевать не приходилось…»

Перед походом были просчитаны различные непредвиденные ситуации. «Экипаж был готов ко всему, – уверен курянин. – На борту имелись два вертолета, мощный бульдозер, лесоматериалы, палатки, газовые плиты, взрывчатка и многое другое, что могло понадобиться в случае непредвиденной ситуации. И хорошо, что ничего не потребовалось. Корабль выдержал испытание на прочность».

Момента, когда ледокол достигнет географической точки Северного Полюса, все ждали с нетерпением. «Мы же не понимали, где она находится, – смеется Владимир Иванович. – Если на суше есть какие-то ориентиры, то здесь – ничего, белая пустыня».

17 августа 1977 года в 4 утра по московскому времени атомный ледокол, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, впервые в мире достиг географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов атомоход преодолел 2528 миль.

Это событие было отмечено торжественной церемонией поднятия флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. На радостях совершили «кругосветное путешествие»: вокруг мачты с флагом протоптали круг радиусом метров в двадцать и ходили друг за другом, пересекая все земные меридианы. «Сделали небольшую полынью, куда могли окунуться все желающие, – вспоминает Владимир Гончаров. – Установили трибуну, состоялся митинг, даже дали несколько залпов из винтовок. На вершине Земли мы провели 15 часов. Перед уходом с полюса спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением герба СССР и надписью «60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90°-N, 1977 г.». Члены экипажа на память набрали воду из океана. А еще делали фотографии и запечатывали их в целлофан. Сбоку оставляли место, куда заливали воду из Ледовитого океана и герметично запаивали. Отличный сувенир!»

Вернулся на Северный полюс на «Советском Союзе»

За 15 часов «Арктики» на вершине мира ученые провели опыты, а водолазы исследовали дно и винты судна. Моряки же, по их многочисленным признаниям, достали припрятанные заначки и отпраздновали событие. Они, как никто, понимали, какое большое дело сделали.

«Была эйфория – мы первые в мире! – продолжает наш собеседник. – И найдется немного примеров, когда по итогам одного рейса весь экипаж был награжден орденами и медалями. Орденом Октябрьской Революции был награжден и сам атомный ледокол. Я получил знак Почетного полярника, медаль «За трудовую доблесть» и денежную премию в размере оклада. В Мурманске всех пригласили на шикарный банкет. И даже, как я слышал, местную милицию попросили не трогать веселых и шумных ребят с «Арктики», мол, имеют полное право. Тогда про наш ледокол и его знаменитый поход к полюсу знали все.

Помню, приехал в отпуск домой. Младшая сестра училась в школе и всем рассказала, что я был участником экспедиции к Северному полюсу. На следующий день пришла учительница, попросила встретиться с ребятами, рассказать, как это было. У школьников глаза горели – меня просто засыпали вопросами! А сейчас людям это не особо интересно, некоторые и вовсе не понимают, зачем нужны ледоколы. Между тем Арктика снова актуальна – об этом говорится на самом высоком уровне!»

После «Арктики» Владимир Гончаров ходил в походы на ледоколе «Сибирь», 20 лет проработал на ледоколе «Советский Союз». «На нем я снова вернулся на Северный полюс, – говорит Владимир Иванович. – Во времена перестройки, когда был спад в экономике, все выживали, как могли, ледокол занялся коммерческими рейсами. Возили туристов из Японии, Австралии, Германии, США к макушке мира... Такие поездки далеко не все могли себе позволить – очень уж дорогие путевки были. И до сих пор я часто вспоминаю те походы, как мне повезло стать участником действительно грандиозного исторического события. Даже сны снятся, что меня снова пригласили отправиться в экспедицию на ледоколе...»

Марина ВЕБЕР

Вверх Отзывы читателей (0)    Написать отзыв

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 33 (1192) от 15 августа 2017 года

Курск. «МегаГРИНН» приглашает на Русско-итальянский фестиваль, Индийскую ярмарку и еще множество мероприятий! Программа Города Восторга!!!город восторга!  •  реклама

Курск. «МегаГРИНН» приглашает на Русско-итальянский фестиваль, Индийскую ярмарку и еще множество мероприятий! Программа Города Восторга!!!

только в «ддд»

Курянина похитили и пытали в лесу

голосуй или...

Названы лидеры на выборах в Курское Горсобрание. В сентябрьской кампании участвуют восемь партий

Лето СКИДОК в гипермаркетах «ЛИНИЯ»! АКЦИЯ! «ЛИНИЯ» каждый день дарит сертификат на 4000 рублей!акция!  •  реклама

Лето СКИДОК в гипермаркетах «ЛИНИЯ»! АКЦИЯ! «ЛИНИЯ» каждый день дарит сертификат на 4000 рублей!

Первоклассники смогут сходить в курский цирк бесплатноуникальное предложение  •  реклама

Первоклассники смогут сходить в курский цирк бесплатно

большая перемена

Учительница из Курска вошла в топ-10 российского рейтинга

живая природа

Курская область. Дуб в Марьино может стать Европейским деревом года

никто не забыт

В память о «Курске». Экипаж подлодки вспоминали и в нашем городе, и в Питере

ах, свадьба!

Курск. Бриллиантовая свадьба семьи Десяткиных

Один день на дальнем хуторе. Льговчанка-фермер продвигает сельскую жизнь в Интернетелюди дела

Один день на дальнем хуторе. Льговчанка-фермер продвигает сельскую жизнь в Интернете

пыль веков

Стоянка древнего человека под Курчатовом. Археологи нашли более 400 новых экспонатов

дорожное

Курская область. ДТП с шестью погибшими в Щетинке: водитель «Пежо», перевозивший 10 человек, не имел прав

по заслугам

Курской школе №9 присвоено имя дважды Героя Советского Союза Андрея Боровых

раздача призов от «друг для друга»

Газета «Друг для друга» продлила ощущение счастья»

пыль веков

Загадки подземного хода и старинной курской башни

экология

Курская область. В Верхней Медведице дышат пылью. Содержание вредных веществ превышено в несколько раз

экспорт

Куряне хотят поставлять в Китай мясо птицы и свинину

авангард

Курск. В галерее «АЯ» увековечили Малевича

происшествия

Под Курском прикрыт подпольный табачный цех (ВИДЕО)

происшествия

Курская область. Бывший зэк сломал челюсть полицейскому

происшествия

Трагедии на переездах в Курской области

происшествия

Курская область. 7-летняя девочка сожгла родительский дом

происшествия

Курянка утопила сына

происшествия

Установщик окон «кинул» 55 курян на 800 тысяч

происшествия

Курская область. На реке погибла 12-летняя девочка

спорт

1:1 в Химках, 0:4 от «Енисея». Курский «Авангард» проиграл лидеру ФНЛ (ВИДЕООБЗОРЫ МАТЧЕЙ)

на ринге

Куряне завоевали два «золота» на первенстве Европы по боксу

пьедестал почета

Курский марафонец взял «бронзу» Кубка России

перспективно

В Курске теннисистка готовится к US Open

нововведение

Сотрудникам ГИБДД запретят курить и хамить водителям

в законе

Про расторжение брака

в законе

Порядок предоставления жилья детям-сиротам

кошелек

Прожиточный минимум в Курской области подрос на 430 рублей

по кодексу

Учебный отпуск для работника

парк юрского периода

Весом с космический зонд. Палеонтологи описали крупнейшего в истории динозавра

природа

Где вы окажетесь, прорыв Землю насквозь

природа

В Бразилии нашли летучую мышь с двумя головами

сила природы

Пять причин использовать мед вместо сахара

техника безопасности

Как нельзя есть дыни и арбузы

красота и здоровье

Почему седеют волосы

мамам на заметку

Чем должна питаться молодая мама. Какие продукты не повредят малышу?

в копилку вашего опыта

Когда и как убирать лук и чеснок

урожай

Ускоряем созревание овощей

полезно знать!

Два урожая с одной грядки

Анна Коновалова: «Всё только начинается»лицо номера

Анна Коновалова: «Всё только начинается»

Напишите своё мнение о событии

Имя: *
E-mail:
Город:
Смай­лики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст *
сооб­щения:
Анти­спам: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
Реклама на сайте
Лента новостей
16+возрастная
категория

Читайте в печатном номере: курская ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты лотерей, частные и коммерческие объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы для наших читателей и сканворды

Посетителей сегодня 31 914
Посетителей вчера 30 261
Всего c 10 марта 2003 120 693 992

Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года

При перепечатке ссылка на https://dddkursk.ru обязательна. Политика обработки персональных данных

© ООО «Друг для друга — Медиа», Курск 2003–2024