Учительница из Курска вошла в топ-10 российского рейтинга
Учителя ОКОУ «Курская школа-интернат» признали одной из лучших практикующих тьютеров России. Ольга Валентиновна Любимова разработала модель общения родителей с детьми, у которых есть нарушения слуха, и вошла в десятку лучших педагогов страны.
«Сурдомама» – помощь детям и родителям
Тьютор – это педагог, разрабатывающий индивидуальные образовательные программы для обучающихся. Ольга Валентиновна стала автором практики «Сурдомама» для учеников 1-4-х классов. Ее цель заключается в том, чтобы изменить стереотипы общения слышащих родителей с детьми, у которых нарушен слух.
В интернате Ольга Валентиновна работает уже более 20 лет. Ее ученики почти не слышат учителя, но знают, что могут обсудить с ней любые проблемы. Кроме знаний по математике, русскому языку и литературе, она дает подопечным самое важное – возможность общаться с миром. И начинается все с семьи.
«80% глухих детей рождаются у слышащих родителей, – рассказывает Ольга Валентиновна. – В таких семьях очень сложно установить контакт. Пока ребенок еще маленький, мама как-то может объяснить простейшие просьбы: помой руки, иди кушать. Но школьный возраст – сложный период, когда родители должны говорить с ребенком». Как это сделать, если члены семьи в прямом смысле общаются на разных языках? Малыш, который не может пробиться через стену непонимания, становится нервным и раздражительным. Фактически истерика – единственный шанс достучаться до взрослых, ведь язык эмоций универсален».
Учителям часто приходится выступать в роли переводчиков между учениками и их мамами. Но этого недостаточно. Курс «Сурдомама» направлен на то, чтобы установить контакт в семье, помочь родителям понимать детей.
На специальных занятиях родители учат язык жестов. «В моей практике был лишь один случай, когда мама первоклассника хорошо владела жестовой речью, – рассказывает учитель. – Причем освоила ее самостоятельно: читала много специальной литературы, училась по видео в Интернете... Гораздо чаще родители не могут объяснить детям элементарных вещей. На занятиях есть такой тест. Мама с ребенком садятся за стол, на котором лежат разные предметы. Она должна попросить малыша, например, взять желтый карандаш и нарисовать солнышко. Для нас это кажется элементарным, не правда ли? Но для некоторых это становится непосильной задачей. А вот к концу наших занятий таких проблем уже нет».
Освоить азы жестовой речи – лишь один из шагов. Важно наладить эмоциональный контакт. Для этого курская учительница использует разные методики: арттерапию и куклотерапию, групповые тренинги и занятия с тренажером «Арка», разработанным учеными КГУ. «Дети с нарушениями слуха очень уязвимы, им требуется повышенное внимание, контакт с родителями, – говорит Ольга Любимова. – Взаимопонимание важно в любой семье, но именно в таких его сложно достичь. Наши занятия направлены именно на это».
Язык жестов и экскурсии в магазин
«Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья скоро отметит 100-летний юбилей», – рассказывает директор школы Лариса Малихова. Сейчас здесь учатся 119 детей. Все — с нарушением слуха.
Мы привыкли называть таких людей глухонемыми, но это ошибка. Вопреки распространенному мнению, глухонемых вовсе не бывает. Бывают только глухие и слабослышащие, а проблемы с речью у них возникают из-за того, что, не воспринимая звуков, им очень сложно научиться говорить.
Именно это — одна из основных задач учителей таких школ. Постановка дыхания, звуков, развитие речевого аппарата... Освоить музыкальный инструмент или изучить иностранный язык зачастую легче, чем неслышащим детям научиться владеть устной речью. Глухих можно сравнить с иностранцами. Они не понимают нас, мы — их. У них свой язык, свои традиции, свой социум.
Жестовый язык совсем не похож на привычный нам русский. У него особая структура и правила. Например, мы скажем: «Я собираюсь в магазин за хлебом», а глухие: «Буду купить хлеб». Из-за разницы в грамматике слабослышащим, хорошо владеющим жестовой речью, сложно читать литературные произведения. Да и на письме они делают множество ошибок. Поэтому в образовательной среде постоянно ведутся споры: какое место язык жестов должен занимать в школьной программе.
В классе Ольги Любимовой шестеро учеников. Работать с большей группой сложно. Парты стоят полукругом — каждый ребенок должен всегда видеть учителя и лицо одноклассника. В классах современная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, у детей индивидуальные слуховые аппараты, импланты.
Но уроки не всегда проводятся в четырех стенах привычного класса. Ребятам часто устраивают необычные экскурсии: в магазин, аптеку, поликлинику, на почту. «Дети учатся ориентироваться в нашем мире, общаться с людьми. Ведь то, что для нас кажется вполне обыденным, для них – терра инкогнита. Даже поездка на общественном транспорте для многих становится серьезной проблемой», – поясняет Ольга Валентиновна.
Сама педагог тоже готовится к серьезному для себя шагу. Поскольку программу Ольги Любимовой на всероссийском уровне признали одной из лучших, теперь она будет делиться опытом с коллегами всей страны в рамках профессиональных вебинаров.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 33 (1192) от 15 августа 2017 года
Названы лидеры на выборах в Курское Горсобрание. В сентябрьской кампании участвуют восемь партий
Лето СКИДОК в гипермаркетах «ЛИНИЯ»! АКЦИЯ! «ЛИНИЯ» каждый день дарит сертификат на 4000 рублей!
Весом с космический зонд. Палеонтологи описали крупнейшего в истории динозавра