Стоять! Не двигаться! Как работали курские фотографы XIX века
Что запечатлено на первой фотографии Курска? Как в фотоальбоме XIX века появились цветные изображения? Зачем в суджанском фотоателье стояла лодка? Ответы на эти и многие другие вопросы знает историк, краевед Игорь Плаксин. Он готовит к печати книгу, где расскажет о старинной фотографии.
Фотоателье сравнивали с зубоврачебным кабинетом
«Остановись, мгновение! Курск и куряне на фотографиях второй половины ХIХ – начала ХХ века» – название издания говорит само за себя. Заместитель директора Курского областного краеведческого музея, кандидат исторических наук Игорь Плаксин предлагает совершить увлекательное путешествие в прошлое, когда и город был другим, и к искусству фотографии относились иначе.
Сегодня достаточно нажать на экран смартфона, чтобы запечатлеть тот или иной эпизод. По статистике, в современном мире ежедневно делается больше снимков, чем за первые 100 лет после изобретения фотографии, а за каждые две минуты – больше, чем за весь XIX век. Несложно догадаться, что для курян того времени поход в фотоателье был целым событием. К нему готовились заранее, делали прическу, надевали лучшее платье. Даже лица на старинных снимках кажутся какими-то особенными.
Во-первых, почти никто не улыбается. По аналогии с традиционным живописным портретом студийная фотография презентовала социальный статус. Большинство изображенных стремились подчеркнуть свою серьезность и презентабельность, чему улыбка только мешала. Во-вторых, фотопластины были слабочувствительны к свету, выдержка, ныне занимающая доли секунды, тогда длилась несколько минут. Провести это время неподвижно – непростая задача. Глядя на свои напряженные лица на фото, многие потом удивлялись: неужели именно так они выглядят со стороны?
Для того чтобы фиксировать клиента в одном положении, фотографы использовали специальный держатель – копфгальтер – тяжелый штатив с «тисками» для головы. Из-за этого приспособления посетители часто сравнивали свои ощущения от посещения фотоателье с приемом в зубоврачебном кабинете.
Обратная сторона фотографии
«Первый известный семейный портрет Курска относится к 1856 году, – рассказывает Игорь Плаксин. – На нем изображена семья купца Алехина, дедушки знаменитого ботаника Василия Алехина, основателя нашего заповедника».
В 1860-м в нашем городе было открыто лишь три мастерских, где можно было заказать фотопортрет. В 1900 году их было семь, а к 1913-му насчитывалось уже 23 фотоателье. В каждом трудился целый штат специалистов: сам фотограф, который нередко имел помощника, сотрудники, проявлявшие снимки, и, наконец, ретушер. «Чтобы открыть фотоателье, необходимо было получить специальное разрешение, – рассказывает Игорь Михайлович. – Очевидно, сделать это было не так просто. Сохранилось письмо некого Антона Зенделя, который пояснял, что уже 20 лет работает на хозяина. Но разрешения на организацию собственного ателье так и не получил».
Дабы угодить публике, владельцы студий заказывали художникам специальные задники с изображениями пейзажей или роскошных интерьеров. У престижных фотографов было до десятка сменных фонов. Некоторые подходили к этому с выдумкой. Так, в суджанском фотоателье клиентам предлагали сняться на фоне реки. На переднем плане стоял картонный каркас лодки, за которым прятались стулья. Клиентов усаживали, давали в руки весла и удочки с бутафорской рыбой. На снимке получалась иллюзия веселого отдыха на природе.
Не менее интересно рассматривать и оборотную часть фотографий того времени. Для сохранности снимки наклеивали на картонные бланки, ставшие своеобразной визитной карточкой мастера. На них указывались имя фотографа и адрес студии, причем в богатом художественном обрамлении. Надписи и рисунки наносились способом литографии – это отдельное искусство.
Такие бланки фотографы поначалу заказывали в Европе, но со временем их стали делать и в России. «Была попытка наладить производство бланков в Курске, – рассказывает Плаксин. – Владелец типографии Иван Булгаков заинтересовался фотоискусством, открыл собственную литографию. Но у него почему-то не пошло. Поэтому курские фотографы заказывали бланки в других городах».
На бланках часто стояла пометка «негативы сохраняются». Дело в том, что в XIX веке был очень популярен жанр «визит-портрета». Такие фото заказывали дюжинами, дарили родственникам и друзьям. Если карточки заканчивались, клиент мог прийти в студию и заказать еще партию копий, что было дешевле, нежели делать новый портрет.
Исторические кадры
Первая видовая фотография Курска сделана в 1858 году. На ней изображен Сергиево-Казанский собор. Виды города публиковались в «Памятных книгах», содержащих статистические сведения. Позже стали выпускать почтовые открытки с той же тематикой.
Первым фотографам, решившим выйти на улицу, было несладко. Они не только передвигались с камерами, треногами, объективами, но и несли с собой темную палатку с химикатами. Разводить их требовалось за 10–15 минут до изготовления фотографии, иначе ничего бы не получилось.
Странного человека тут же обступала толпа зевак, фотографу приходилось убеждать публику не загораживать вид. Если же человек все же попадал в кадр, из-за долгой выдержки он получался лишь смазанной тенью, которую позже убирали ретушеры.
Особым шиком считалось заказать цветной иллюстрированный альбом. Так поступило ведомство путей сообщения. Фото, отпечатанные с изначально черно-белых негативов, раскрашивались вручную.
С доступностью фотооборудования распространилась и любительская фотосъемка. Одним из поклонников нового искусства был известный курский изобретатель Анатолий Уфимцев. С помощью фотокамеры он задокументировал процесс сборки своего знаменитого ветряка.
Отдельный раздел книги Игоря Плаксина посвящен историческим событиям – здесь представлены фотоснимки знаменитого крестного хода и «звездного автопробега», проходившего через Курск в 1913 году. «Император Николай II посещал наш город дважды: в 1902 году, во время больших военных маневров, и в 1914-м. С первого визита осталось много фотографий. А вот о втором свидетельствует лишь одно изображение. Видимо, время было такое, война, не до фото», – замечает автор.
Работа над изданием идет уже несколько лет. Старинные снимки из архивов и личных коллекций собраны из разных уголков мира – городов России, Украины, Германии. Несколько экземпляров подарил советник президента Польши. Помогали и куряне. Георгий Афанасьев принес в музей несколько дореволюционных фото из семейного альбома. «Это дедушка с друзьями. Вот бабушка, на снимке она с сестрой, – рассказывает о карточках их владелец. – Интересно, что, будучи еще не знакомыми, они снимались в одном и том же ателье Красовского. Возможно, именно там и познакомились».
Игорь Михайлович отмечает, что отбирает для книги именно такие кадры, с историей. За это время через его руки прошло несколько тысяч фото, но в само издание войдет около 500 иллюстраций. Выпуск альбома запланирован на конец года. По примеру другого курского книгоиздателя Олега Радина Игорь Плаксин планирует заранее открыть подписку на книгу. Это позволит собрать часть средств, необходимых для печати, а в качестве благодарности подписчики получат издание первыми и с хорошей скидкой.
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 31 (1190) от 1 августа 2017 года
Первые потери в битве за мандаты. В предвыборной гонке продолжит участвовать 2091 кандидат
Лето СКИДОК в гипермаркетах «ЛИНИЯ»! АКЦИЯ! «ЛИНИЯ» каждый день дарит сертификат на 4000 рублей!
Где коровка наша? Увели, мой свет... Полицейские возвращают курянам украденный скот
Телевизор от «Друг для друга» стал подарком на день рождения
Курская область. «Сахара» под Железногорском. Около 400 жителей района оставались два дня без воды
Национальность «курчане». Островок Курской области в Татарстане
К мировому «золоту» Дериглазова добавила и командную «бронзу»
Курские «Динамо» и «Инвента»: сборы на юге, билетная программа, Кубок губернатора
Ученый выяснил, кто из героев «Игры престолов» умрет последним
У любителей шлепанцев со временем могут возникнуть проблемы с коленными суставами и позвоночником