Кричащее небо: тайна странных облаков Эдварда Мунка
Одна из самых дорогих и узнаваемых картин XX века – «Крик» Эдварда Мунка – до сих пор вызывает споры искусствоведов. На днях ученые выдвинули новую версию того, что вдохновило художника написать столь странное полотно.
Сюжет: кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне неба, окрашенного в тревожные красно-желтые тона. Основной версией того, откуда появились такие цвета на полотне, долгое время было впечатление Мунка от извержения вулкана Кракатау. Однако норвежский метеоролог Хелен Мюри предложила свое объяснение. По ее мнению, цветовая гамма и характерные разводы указывают на другое природное явление: редко встречающиеся перламутровые, или полярные стратосферные, облака.
«Благодаря рассеиванию, дифракции и внутреннему преломлению солнечного света в крошечных ледяных кристаллах во время этого явления появляются очень характерные тона», – пояснила метеоролог на заседании Генеральной ассамблеи Европейского союза наук о Земле в Австрии.
Такие облака образуются в очень специфических условиях: на высоте 15–27 км (выше любых других облаков) при температуре около 80–85 градусов ниже нуля. Кроме того, для их образования необходимы: ветер определенной силы, конкретное направление движения частиц и повышенная влажность. Увидеть их можно сразу после заката или перед самым рассветом. Неудивительно, что сама Мюри наблюдала такие облака всего лишь раз за 25 лет жизни в Осло, в 2014 году. Тогда ей и пришла в голову идея присмотреться к всемирно известному шедевру. По ее словам, во времена Мунка, на рубеже XIX–XX веков, о таких облаках мало что было известно, и он мог впечатлиться не меньше, чем при виде краснеющего от извержения далекого вулкана неба.
Такие переливы облаков формируются из воды и азотной кислоты, а их образование приводит к химическим реакциям, которые разрушают озоновый слой Земли и открывают ее вредному воздействию солнечных лучей.
На рамке одной из картин под названием «Крик» (он создал 4 версии) мастер написал: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы». Первоначально он так и назвал свое творение – «Крик природы».
Пока неизвестно, насколько убедительными посчитали искусствоведы доводы Мюри. В литературе высказываются разные версии относительно обстоятельств создания этого художественного шедевра. Биограф Мунка Сью Придо отмечает, что близ Экеберга располагалась крупнейшая скотобойня Осло, неподалеку от нее находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Хотя исследовательница избегает однозначных заявлений на этот счет, она, тем не менее, замечает: «Говорили, что крики забиваемых животных, смешивавшиеся с воплями душевнобольных, были невыносимы».
В 2003 году группа исследователей выдвинула предположение, что ярко-алый цвет неба, так поразивший художника, был вызван извержением индонезийского вулкана Кракатау в 1883 году. Мощнейший взрыв, сила которого многократно превышала силу атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, привел к выбросу в атмосферу огромного количества вулканического пепла, из-за которого в течение последующих нескольких лет по всему миру наблюдались особенно красочные огненные закаты. Исследователи пишут, что это явление было замечено многими и отмечалось в норвежских газетах.
Искусствоведы и биографы Мунка, тем не менее, призывают относиться к таким данным с осторожностью, так как неизвестно в точности, когда именно состоялся записанный в Ницце эпизод, к тому же творчество Мунка тяготеет к экспрессионистской, а не к реалистической манере.
В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм предположил, что странное бесполое существо на переднем плане могло быть навеяно видом перуанской мумии, которую Мунк, возможно, видел на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.
Впервые «Крик» (тогда еще под названием «Отчаяние») был представлен публике на берлинской выставке в декабре 1893 года. Он завершал небольшую серию картин под названием «Любовь» («Die Liebe») – предшественницу более масштабного, но развивающего ту же тематику «Фриза жизни». Помимо «Крика», в нее вошли такие картины, как «Голос», «Поцелуй» и «Ревность», «документировавшие» рождение, расцвет и гибель любви и приходящее следом отчаяние. Выставка была встречена непониманием и получила преимущественно негативные отзывы критиков.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 18 (1177) от 2 мая 2017 года
Универмаг нового формата «TREND MIX» в курском «МегаГРИННе»: атмосфера дизайнерского лофта
Курск. ПЯТНИЦА и ВЫХОДНЫЕ ДНИ в Городе ВОСТОРГА! Программа мероприятий «МегаГРИННа»! (ВИДЕО)
«ЛИНИЯ» хороша для семейного кошелька! Товары для любой семьи и на любой кошелек! АКЦИЯ!
Юго-Западный государственный университет в международном рейтинге вузов!