городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (16 500 экземпляров)

27 апреля 2017, 17:09 ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ

Курянин плывет в Антарктиду: начало пути

Продолжаем серию публикаций путешественника Николая Малешина из Курска, замдиректора Центрально-Черноземного биосферного заповедника имени В. В. Алехина, который, невзирая ни на какие сложности и препятствия на своем пути, достиг желаемой с детства цели – Белого континента. В этом номере – рассказ о первых днях путешествия в Антарктиду на корабле через пролив Дрейка, мыс Горн и Южные Шетландские острова.

Последний день на суше

Две недели на аргентинской части острова Огненная Земля курянин ожидал отплытия в страну холодных ветров, снежных бурь и безжизненных ледовых пустынь. Последний день, как перед казнью, в соответствии с программой тура, должен быть проведен на суше. Для этого туроператор выбрал единственный в Ушуайе роскошный SPA-отель «Аракур», расположенный на вершине холма, возвышающегося на 400 м над городом. После скитаний по острову и ночевок в палатке под дождем и снегом, отель показался если не раем, то чем-то очень близким к нему. Особенно, если учесть, что последняя палаточная ночевка была за холмом в 200 метрах от парадного гостиничного входа.

SPA-Отель Аракур расположен на высоте 400 метров над городом. Фото Н. МалешинSPA-Отель Аракур расположен на высоте 400 метров над городом. Фото Н. Малешин

Из окон номера на 3-м этаже открывалась изумительная панорама города, пролива Бигль, острова Наварино и каскада гор под общим названием Кордельера Дарвин. В хорошую солнечную погоду видимость достигает 100 и более километров благодаря исключительной чистоте воздуха, о чем постоянно напоминают «бороды» лишайников на стволах и ветвях деревьев. Лишайники – это организмы-биоиндикаторы, чувствительные к загрязнению воздуха. Они не имеют корней, получают с дождевой водой не только питательные, но и токсичные вещества, которые могут вызвать их гибель.

В хорошую солнечную погоду видимость достигает 100 и более километров благодаря исключительной чистоте воздухаВ хорошую солнечную погоду видимость достигает 100 и более километров благодаря исключительной чистоте воздуха

На этом свойстве базируется целая наука – лихеноиндикация. Основной причиной массовой гибели лишайников в промышленно развитых городах во 2-й половине XIX века стало увеличение содержания в воздухе диоксида серы. Впоследствии использование фильтров на промышленном оборудовании и каталитических нейтрализаторов в автомобилях способствовали улучшению качества воздуха. Сегодня лишайники в больших городах встречаются часто, но Ушуайя и ее окрестности в этом отношении уникальны. Здесь все леса просто кричат: мы самые чистые в мире!

На корабле «Дух моря»

По дороге к причалу, где находился наш бело-синий круизный корабль, гид компании с некоторым удовольствием указала на одиноко застывший в бухте силуэт, рассказав, что судно «Орион» было арендовано всемирно известной компанией «National Geographic» для своих туров, но уже два месяца находится на рейде без всякого движения из-за поломки двигателей.

Корабль Орион компании National Geographic мертвым грузом застыл на рейде УшуайиКорабль Орион компании National Geographic мертвым грузом застыл на рейде Ушуайи

Все супердорогостоящие туры, приобретенные клиентами за год-два, отменены. Компания несет убытки, поскольку в Ушуайе нет ремонтных верфей, а ближайшая находится в Испании за 12 тысяч километров. У всех, находящихся в автобусе, мелькнула мысль: «Хорошо, что это не наш случай».

Нас ждал красавец-корабль с вдохновляющим названием «Дух моря». У трапа пассажиров приветствовали офицеры экипажа и представители компании «Посейдон Экспедишенс», использующей ледокольные судна для длительных круизных путешествий. В поле моего зрения сразу попал флаг Багамских островов, развивающийся на корме, хотя компанией владеет россиянин, а зарегистрирована она в Лондоне в 1999 году.

Круизный корабль компании Poseidon Expeditions — Дух Моря (Sea Spirit) у причала в УшуайеКруизный корабль компании Poseidon Expeditions — Дух Моря (Sea Spirit) у причала в Ушуайе

Поднявшись по трапу, вы попадаете в коридор, образованный строем стюардов и официантов в парадной форме. Они без всякой альтернативы направляют вас в большой информационный холл, наполненный голосами, звоном бокалов с шампанским и приятной фуршетной атмосферой.

После выгрузки багажа, обозначенного специальными бирками с номерами кают, и размещения его по номерам начался вводный инструктаж, посвященный устройству корабля, распорядку дня и тому, что можно и ни в коем случае нельзя делать на его борту. Построенное в Италии в 1991-м роскошное судно было приобретено в 2015 году для высокоширотных экспедиций в Антарктиде и Русской Арктике.

Бирка на багаж была совсем непростойБирка на багаж была совсем непростой

Рассчитанный на 114 пассажиров корабль имеет длину 90,6 метра, ширину 15,3 м, скорость 15 узлов, общее водоизмещение в 4200 тонн и интернациональную команда из 72 человек.

Джакузи на верхней палубе корабляДжакузи на верхней палубе корабля

Шесть палуб, лифт, бар, ресторан, библиотека и джакузи под открытым небом с горячей водой! Проблема пресной воды во время туров решается за счет ее производства опреснительными установками. В сутки вырабатывается 40–45 тонн пресной воды, которая в тот же день потребляется в душе и туалетах, для приготовления еды, мойки посуды, уборки кают, палуб и прочего.

Капитан из Одессы. Помощник капитана из Ростова-на Дону. Интернациональная команда корабля насчитывает 72 человека. Фото Н. МалешинКапитан из Одессы. Помощник капитана из Ростова-на Дону. Интернациональная команда корабля насчитывает 72 человека. Фото Н. Малешин

Кормовая часть занята лодками «Зодиак» с 40-сильными лодочными моторами «Ямаха», а палубой выше располагаются морские каяки. Среди множества активностей в Антарктиде предлагаются: каякинг среди льдов и айсбергов и ночь в спальных мешках без палаток на берегу под открытым небом. Все удовольствия, естественно, относятся к разряду дорогостоящих.

Лодки Зодиак на корме корабля укладываются кран-балкой послойно и также снимаются для проведения туровЛодки Зодиак на корме корабля укладываются кран-балкой послойно и также снимаются для проведения туров

Пролив Дрейка

Пока шло обсуждение грядущего тура, корабль запустил двигатели и плавно отошел от причала. Был вечер. Изумительно солнечная, почти безветренная погода для команды корабля была удивительной, так как по их рассказам, последние две недели они не выходили из штормов. Не успевал закончиться один, как начинался другой. Любой человек, хотя бы немного знающий историю географических открытий в этой части света, понимает: на климат юга Огненной Земли сильно влияет 1000-километровый пролив Дрейка, и это одно из самых опасных мест на Земле. Уж для моряков – точно.

Последний взгляд на УшуайюПоследний взгляд на Ушуайю

Западные тихоокеанские ветры и вызванное ими «Течение Западных ветров» упираются в стену Анд, поворачивают от гор на юг и, как в бутылочное горлышко, врываются в пролив Дрейка, сталкиваясь там с атлантическими водными массами. В проливе Дрейка нет привычных океанских штормов, когда волна за волной, сменяя друг друга, идут в одном направлении. Там страшная толчея в море и «ведьмин шабаш» в атмосфере. Столкновение двух океанов делает погоду в этом районе крайне не устойчивой и малопригодной для навигации.

Пролив ДрейкаПролив Дрейка

История открытия пролива Дрейка, разделяющего Южную Америку и Антарктиду, похожа на большую авантюру, в которой перемешаны счастливчики, неудачники и случайные обстоятельства. Долгое время с подачи английской королевы Елизаветы I, которая лично посвящала флибустьера Френсиса Дрейка в рыцари и называла «мой дорогой пират», его считали первооткрывателем пролива. Однако в действительности все было иначе…

Неудачником, несомненно, можно считать испанского мореплавателя Франсиско Осеса, чей корабль «Санто Лесмес» зимой 1526 года при выходе из Магелланова пролива в Тихий океан отнесло жутким штормом на 50 км югу. В судовом журнале Осес написал, что он и его команда видели «конец земли». Была ли это Огненная Земля или какой-то из островов, уже неважно. Совершенно случайно капитан Осес открыл неведомый ранее пролив между Огненной Землей и Антарктидой. Однако по неясной причине это осталось незамеченным.

Френсис ДрейкФренсис Дрейк

Спустя 51 год, в 1577-м, пират Френсис Дрейк на корабле «Золотая Лань» отправился на очередной грабеж к тихоокеанским берегам Южной Америки, и вся история со штормом повторилась – неистовая буря отнесла команду Дрейка в пролив, открытие которого «железный пират» записал на свой счет. Таким образом, пролив Дрейка был открыт случайно. Он считается одним из самых штормовых морских районов, и Магелланов пролив в сравнении с ним, как «маленький злой котенок, живущий по соседству с разъяренным львом». Скорость ветра здесь порой достигает более 35 м/с. Позднее британская королева Елизавета даже отдала распоряжение, чтобы всех моряков, которые смогут пройти пролив Дрейка, награждали медной серьгой (медь в те времена особенно ценилась) и правом бесплатно посещать любые пабы и трактиры мира.

Южный Крест

Естественно, каждого, кто вступает на борт корабля, идущего в Антарктиду, охватывает неудержимое любопытство и неугомонное беспокойство. Поэтому до полуночи все пассажиры, точно сомнамбулы, перемещаются по палубам – от места к месту, разговаривают, знакомятся, фотографируют и... рефлексируют.

Я не был исключением, но ближе к полуночи, когда все уже утихомирились, взяв полотенце и плавки, отправился на верхнюю палубу, где нашел покой, тепло и тишину в открытом бассейне. Над головой сверкало звездами южное неведомое небо. Над навигационной мачтой горело созвездие Южный Крест, так хорошо знакомое всем путешественникам. Мерно урча двигателями, корабль шел точно по границе между Аргентиной и Чили, оставляя за собой пенный след и запахи земли, постепенно исчезающей из видимости.

Антарктический ликбез

Путь через пролив Дрейка долгий – более суток. При штормовой погоде это похоже на ад. Большинство пассажиров, страдающих морской болезнью, все время проводят… в туалете, не в силах от него отойти. По коридорам, лестничным пролетам, комнатам и залам, развешены и разложены гигиенические пакеты. На всякий случай. Но даже если вы ничем таким не страдаете, все равно желательно найти полезное занятие. Для этих целей гиды проводят ряд интересных презентаций, дающих как общую, так и детальную информацию об истории открытия Антарктиды, ее геологии, климате, гидрологии, рельефе, животных и экологии отдельных видов, например, китов, дельфинов, тюленей и птиц.

Первый закат над проливом ДрейкаПервый закат над проливом Дрейка

Чтобы не слишком утомлять слушателей, серьезные лекции периодически прерываются практическими занятиями, дающими навыки использования спасательного снаряжения, поведения на воде в случае крушения судна, подачи сигналов с воды и берега, если вам повезет его достигнуть! Особое внимание уделяется одежде и обуви путешественников, ведь не все имеют правильные знания и представления о переохлаждении, термоизоляции и водонепроницаемости того, что надевают.

По условиям контракта, каждый пассажир получал в бессрочное пользование норвежскую ярко-красную парку (куртку) и в ограниченное (на период круиза) – особые сапоги, позволяющие сохранять ноги сухими и теплыми, несмотря на то, что выходить с лодки на берег материка или острова возможно только по воде.

Первый рассвет над проливом ДрейкаПервый рассвет над проливом Дрейка

Остров Полумесяца

Лишь на третий день ранним утром мы подошли к острову Полумесяца в группе Южных Шетландских островов. Он имел глубокую и удобную бухту, по форме в точности напоминающую полумесяц. Пустынный берег, прикрытый от ветров с трех сторон низкими холмами и скалами, был «вылизан» ледником до блеска и казался близким. Но в Антарктиде эта кажущаяся близость обманчива.

Высадка на берег острова ПолумесяцаВысадка на берег острова Полумесяца

Оранжево-красные домики сезонной аргентинской станции «Teniente Camara», прилепившиеся к скалам за небольшой лагуной, были похожи на жилище лилипутов и давали возможность прочувствовать масштабы этого мира. В связи с прибытием грузового судна сотрудники станции отказались от встречи с туристами. Красный грузовой бот то и дело сновал от станции к кораблю и обратно, перевозя грузы.

Грузовой бот на аргентинскую антарктическую станцию Camara сновал с грузами весь деньГрузовой бот на аргентинскую антарктическую станцию Camara сновал с грузами весь день
Оранжево-красные домики сезонной аргентинской станции «Teniente Camara»Оранжево-красные домики сезонной аргентинской станции «Teniente Camara»

Погода была на редкость солнечной, и суровые, закованные в лед берега привлекали внимание богатством оттенков белого и серого в сочетании с низким голубым небом. Местами открывался прекрасный вид на гористый остров Ливингстона, покрытый многолетними снегами и сверкающими на солнце ледниками. Были здесь и исторические артефакты – деревянные лодки, сохранившиеся со времен китобойного промысла.

На острове Полумесяца сохранились артефакты прошлых веков — старые китобойный лодки. Фото Н. МалешинНа острове Полумесяца сохранились артефакты прошлых веков — старые китобойный лодки. Фото Н. Малешин

Конечно, сердце билось, как сумасшедшее, от волнения и предчувствия первого шага, пусть на островную, но все-таки уже почти антарктическую землю. У самой кромки воды нас встречали антарктические и папуанские пингвины. Не то чтобы они бежали вам навстречу, но их манера ходить вразвалочку с распахнутыми в обе стороны крыльями создает впечатление скорых и долгих дружеских объятий: «Ну ты как? Мы так долго тебя ждали!»

Колония папуанских пингвинов (Gentoo penguin)Колония папуанских пингвинов (Gentoo penguin)

В это время года птенцы в колониях уже подросшие, но еще все в пуху. Они не могут добывать пищу самостоятельно и нырять в воду за крилем, потому что не имеют водонепроницаемого перьевого покрова. Те, кто не успеет им обзавестись по причине недостаточного питания или по иной другой, – погибнут. Природа Антарктики сурова и не оставляет шанса на ошибку. Чтобы сохранить энергию, пингвинята большую часть дня стоят практически неподвижно или лежат в гнездах. Наблюдать за ними – настоящее удовольствие, нужно лишь запастись терпением.

Пингвины как бы говорят — давай обниматься, мы так долго тебя ждалиПингвины как бы говорят — давай обниматься, мы так долго тебя ждали

Хождение по колонии пингвинов никоим образом нельзя назвать приятным, поскольку слой жидких и чрезвычайно дурно пахнущих экскрементов покрывает почти весь остров. Передвигаться необходимо крайне осторожно, чтобы не поскользнуться, а то придется долго, трудно и почти безуспешно отмываться в ледяном океане от привязчивого запаха. Даже если ты ничего не касался, внимательно и осторожно ходил, это все равно не помогает – запах впитывается в одежду и довольно долго напоминает тебе, где и как ты провёл день.

Продолжение темы: Выжить в Антарктиде: курянин возле Южного полюса

Николай МАЛЕШИН, Антарктида (продолжение следует), фото автора

Вверх Отзывы читателей (0)    Написать отзыв

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 17 (1176) от 25 апреля 2017 года

Курск. ВЫХОДНЫЕ ДНИ и 9 МАЯ в Городе ВОСТОРГА! Программа мероприятий «МегаГРИННа»! (ВИДЕО)город восторга!  •  реклама

Курск. ВЫХОДНЫЕ ДНИ и 9 МАЯ в Городе ВОСТОРГА! Программа мероприятий «МегаГРИННа»! (ВИДЕО)

от первого лица

Губернатор Курской области Александр МИХАЙЛОВ: «Достижения нужно ценить»

новости

Курская область. В Халино горел склад боеприпасов: на пепелище найден труп

благоустройство

Двор мечты. Появятся ли такие в Курске?

Модные и стильные праздники только в «МегаГРИННе»громкие события  •  реклама

Модные и стильные праздники только в «МегаГРИННе»

в горсобрании

Жителей Курска стало больше почти на 6 тысяч

«ЛИНИЯ» хороша для семейного кошелька! Товары для любой семьи и на любой кошелек! АКЦИЯ!акция!  •  реклама

«ЛИНИЯ» хороша для семейного кошелька! Товары для любой семьи и на любой кошелек! АКЦИЯ!

герои нашего времени

Фронтовик и писатель Петр Михин: «Формула выживания на передовой»

мир туризма

Российская «Нулевая верста» начинается в Орле от скульптуры путешественникам

коммуналка

Курск. 26 апреля завершился отопительный сезон

Как живут куряне на улице имени Сталинагде эта улица, где этот дом...

Как живут куряне на улице имени Сталина

с юбилеем!

Михаил ИЗОТОВ. «Распахнув душу настежь»

транспорт

Расписание курских электричек изменится на праздники

просто жуть!

Курская область. В Тиме курянку пытали в гараже бензопилой, топором и молотком

интересный случай

Курская область. В Рыльске задержали верблюда-нелегала?

преступление и наказание

Курск. Осуждены бывшие военные, насмерть забившие сирийца

болеем за наших!

Курский священник решил участвовать в реалити-шоу на выживание в тайге

будь в курсе!

В Курской области ограничено движение большегрузов по федеральным трассам

Курский ипподром открыл сезонконный спорт

Курский ипподром открыл сезон

нужна помощь

«Сделаю все возможное, чтобы Саша снова начал ходить» (ВИДЕО)

на пьедестале

Курянин стал вице-чемпионом мира по киокусинкай-каратэ

школьные баталии

Турнир по лазертагу памяти Романа Каменева

уникальное издание

Курянин написал книгу «О православии для интеллигенции»

происшествия

Под Курском прикрыт подпольный водочный цех (ВИДЕО, ФОТО)

происшествия

Курская область. В Железногорске задержан грабитель ювелирных магазинов (ВИДЕО)

происшествия

Житель Курска убил незнакомца, не давшего ему закурить

происшествия

Курянин шваброй забил до смерти сожительницу

происшествия

Курская область. Жуткое ДТП: двое погибли, пятеро в больнице

битва за «золото»

Финальная серия в Курске: «Динамо» – УГМК – 1–1

группа «центр»

Курский «Авангард» проиграл «Витязю»

дзюдо

Четыре высшие награды дзюдоистов на межрегиональном турнире

спорт

Курские штангисты взяли три «золота» на Кубке балтийских государств

ответственность

За фиктивную регистрацию предусмотрена уголовная статья

юридическая консультация

Новый председатель СНТ обязан уведомить налоговую

жильё моё

О ремонте крыши лоджии

аптекарский огород

О свойствах травы лофант

добро пожаловаться!

Работники прокуратуры проведут прием предпринимателей

прокурор разъясняет

Про оформление опеки

в законе

Уголовная ответственность за пьяную езду

загадочная рукопись

В России раскрыли 600-летнюю тайну манускрипта Войнича

технологии

«Универсальный отпечаток пальца» обманет любой смартфон

это интересно

7 умных ответов на 7 глупых вопросов

«Медассист»: лечение боли с комфортомневрология  •  реклама

«Медассист»: лечение боли с комфортом

сила природы

10 продуктов, содержащих необходимый организму витамин C

есть мнение

Ученые назвали продукты, мешающие похудеть

в копилку вашего опыта

Сажаем картошку

Екатерина Заславская: «Не хочу быть роботом»лицо номера

Екатерина Заславская: «Не хочу быть роботом»

Напишите своё мнение о событии

Имя: *
E-mail:
Город:
Смай­лики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст *
сооб­щения:
Анти­спам: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
Реклама на сайте
Лента новостей
16+возрастная
категория

Читайте в печатном номере: курская ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты лотерей, частные и коммерческие объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы для наших читателей и сканворды

Посетителей сегодня 22 441
Посетителей вчера 34 404
Всего c 10 марта 2003 120 718 923

Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года

При перепечатке ссылка на https://dddkursk.ru обязательна. Политика обработки персональных данных

© ООО «Друг для друга — Медиа», Курск 2003–2024