Ледовый хореограф в Курске: поставить танец будущему чемпиону
У Юлии Немчиновой редкая для нашего региона профессия – ледовый хореограф. Работая в тандеме с тренерами по фигурному катанию, курянка помогает юным спортсменам раскрыться на площадке. Можно сказать, что от ее работы зависят оценки жюри за артистизм.
Танцами Юлия увлеклась в детстве: балетная школа, хореографическое отделение колледжа культуры, призовые места на всероссийских и международных конкурсах. После первого образования поступила в Академию русского балета имени Вагановой. Но, выбирая между карьерой танцовщицы и семьей, отдала предпочтение домашнему очагу, оставшись в Курске. Здесь пошла на «вышку», не так давно защитила диплом «Управление в сфере искусства и культуры». Во время учебы вела танцевальный кружок в институте, затем открыла собственную студию.
Полгода назад Немчинову пригласили попробовать себя в роли ледового хореографа областной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва. Под началом – 80 человек: дети и подростки, влюбленные в фигурное катание.
– Это не просто спорт, а искусство, – считает Юлия. – Фигуристы, как и танцоры, стоят у балетного станка, занимаются балетной гимнастикой, растяжкой. Дети и родители нацелены на результат, у воспитанников каждый день тренировки, у школьников нет каникул, они работают на износ ради победы.
В основе фигурного катания – классический танец, они идут бок о бок, дополняют друг друга. Задача тренера – сделать программу, собрав воедино определенное количество элементов, которые будут показаны на ледовой площадке. Хореограф же придаст движениям лоск: они будут изящными, чувственными. Фигурист на льду не просто спортсмен – это артист, проживающий за несколько минут жизнь своего персонажа. Головокружительные прыжки, шаги, спирали и вращения – хорошо, но если их делать «на автомате», без души, публика не поймет, не сможет насладиться действием. Тут на помощь и приходит хореограф. Он старается, чтобы выступление приобрело эмоциональную окраску.
– Без классического танца никуда, но обязательно нужно разбавлять танцевальную лексику джазовыми, модерновыми постановками. Программы бывают настолько разнообразными, что дети должны быть готовы к любой манере исполнения: выйти на площадку в образе тореадора и показать элементы из пасодобля или что-то из ирландских танцев, если тема связана с этой страной.
Но прежде – занятия в зале. Все начинается с основ: осанка, правильная постановка рук, ног, укрепление спины, растяжка. Приучают слышать музыку, чувствовать ритм. Нередко в рабочих буднях Юлия обращается к играм, стихам, книгам, мультфильмам: все-таки ее воспитанники – дети, им легче объяснять «на пальцах».
В работе ледового хореографа главное – не навредить: нельзя перегружать воспитанника только танцами, упор делается на элементы фигурного катания, технику.
Освоив «базу», переходят к элементам фигурного катания, которые будут в программе. Эта индивидуальная работа, естественно, требует льда. Именно здесь хореограф сможет увидеть результат своего труда, обменяться мнением с тренером, вернуться с воспитанником на «землю», исправить ошибки.
– Поначалу выходила на площадку в сапожках, но потом поняла: легче встать на коньки, так я могу «догнать» ребенка, – шутит курянка. – Не скажу, что умею хорошо кататься, простые элементы типа «ласточки», повороты сделаю, но это не сравнить с тем, на что способны мои дети: там чувствуется профессионализм.
Поставить программу можно примерно за месяц. До этого внимание уделяют композиции танца, тренер и хореограф рисуют будущее выступление на бумаге, смотрят, как будет двигаться фигурист на площадке.
А еще нужно подобрать костюм, прическу, музыку. Все это – неотъемлемые составляющие образа, выступления. Когда встает вопрос: «Кто ты на льду?», наставники закладывают в программу идею, причем такую, чтобы зритель понял, кого «играет» фигурист. И наступает момент, когда нужно рассказать историю без слов, языком тела. Проще с популярными героями типа Джеймса Бонда: в данном случае тон задают костюм-тройка, бабочка и главная музыкальная тема из фильма. Куда сложнее с классическими сюжетами, подразумевающими порой абстрактные образы вроде Ангела: тут уже фигуристу и его учителям нужно поднапрячься. Юных спортсменов просят нарисовать своего персонажа, такое задание помогает раскрыть образ. Работает воображение, ребенок ориентируется и на собственные ощущения, и на главную тему программы. В итоге на бумаге – герои фильмов, сказок, иногда и что-то более неожиданное.
– Одна девочка нарисовала траву, небо, по горизонту летит розовая лента. С ней она себя ассоциирует. Очень абстрактно, интересно.
Юлия Немчинова считает, что в любом произведении есть любовь, но иногда это трудно объяснить детям: «На льду ребенок должен отличаться от других, у него должны гореть глаза. Сначала, может, что-то и не получится, но если он заинтересован, если старается, то он раскроется. Есть те, у кого данные от рождения, но их – единицы. Остальным помогает усердие».
В Курской области фигурное катание только набирает обороты. Конечно, времени и места для занятий не всегда хватает. К примеру, в Воронеже три крытых катка, в Курске же пока всего один. Однако это не меняет планов курян на чемпионство: награды на местных и межрегиональных турнирах – предвестники более серьезных побед.
Александр ДЕМЧЕНКО
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 27 (1134) от 5 июля 2016 года
Соловьиному краю нужен бронзовый символ: «ДДД» объявляет конкурс с призовым фондом 30 тысяч рублей
Курский «МегаГРИНН»: «Книга добра» и «Мисс «МегаГРИНН-2016» (+ ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ)
Центр правовой защиты населения «ЭкспертГарант»: Доверьте юристам проблемы с кредитами