Корреспондент «ДДД» рассказывает о своем открытии Таиланда
Путешественник Николай Малешин из Курска, замдиректора Центрально-Черноземного заповедника имени профессора В. В. Алехина, завершает рассказ о поездке по Юго-Восточной Азии, своих наблюдениях и впечатлениях от стран Индокитайского полуострова. Последняя статья цикла посвящена национальным паркам Таиланда, как наиболее богатым по видовому и ландшафтному разнообразию, а также храмам, поражающим воображение непривычным видом и декором.
Опиум «Золотого треугольника» и Чианг Рай – город Белого Храма
Многие знают о существовании Бермудского треугольника, но мало кто знает о «Золотом треугольнике» – особой зоне, расположенной в горных районах на севере Таиланда, Мьянмы и Лаоса. Здесь в середине XX века криминальные синдикаты создали систему производства и торговли опиумом с весьма необычной целью – для финансовой поддержки национально-освободительного движения в регионе. Армия «повстанцев» почти в 50 тысяч человек обеспечивала безопасность изготовления, транзита и сбыта наркотиков, направляя секретные караваны и суда на Шри-Ланку, в Индию и Камбоджу. В 1996 году вся преступная система была разрушена из-за предательства одного наркобарона, а о прошлом теперь напоминает единственный в мире «Музей опиума».
«Официальной» столицей «Золотого треугольника» и одноименной провинции Таиланда считается город Чианг Рай. Он расположен в 800 километрах от столицы – Бангкока, но из-за Белого Храма (Wat Rong Khun) – одного из красивейших архитектурных ансамблей, когда-либо созданных талантом и руками человека, рекомендован для посещения всеми туристическими источниками. Без всяких сомнений Белый Храм можно сравнить с усыпальницей Тадж-Махал в Индии и главным собором Милана в Италии.
Его облик заметно отличается от традиционной тайской храмовой архитектуры. Это воплощение давней мечты и полет фантазии выдающегося тайского художника современности Чалемчая Коситпипата, известного использованием в своих работах буддийских образов и символики.
Возведение храмового комплекса из 9 сооружений началось недавно – в 1997 году. План строительства рассчитан на 90 лет, поэтому никто не сидит без дела. Архитектор привлекает к работе учеников с тем расчетом, чтобы они продолжили дело после его смерти и завершили вековую стройку. Финансирование проекта художник осуществляет на собственные средства, полученные от продажи творческих работ, многие из которых выставлены в картинной галерее по соседству. Спонсоров не привлекает принципиально – не хочет, чтобы кто-то диктовал ему свое мнение. При взгляде на его творение с трудом верится, что возможно создать столь грандиозный архитектурный комплекс без участия инвесторов, если только человек не мультимиллионер. Художник и архитектор в одном лице, Коситпипат считает, что строительство храма окажет огромное влияние на его карму и даст мощный стимул его будущим воплощениям.
Дорога через ад в рай
При входе на территорию храмового комплекса мы видим предупреждения о том, что алкоголь – это зло, убивающее нас в течение земной жизни. А чтобы эти антиалкогольные наставления глубже угнездились в памяти, людей пугают страшные головы, свисающие с веток деревьев. Устрашающих скульптур по пути в храм хватает. В разных местах расположены если не галлюцинации наркоманов или алкоголиков, то что-то близкое к этому.
Вход в храм очень своеобразен: надо пройти по мосту над пропастью, из которой тянутся пять сотен рук грешников – символическая дорога через ад в рай.
Специально обученный человек с микрофоном регулирует движение туристов, постоянно окрикивая и повторяя, что назад по мосту идти нельзя! Белый цвет храма символизирует чистоту Будды, а его сложные и извилистые формы – нелегкий путь к нирване. Скульптуры и другие архитектурные инсталляции напоминают об извечной борьбе добра со злом.
Храм украшен затейливыми витиеватыми узорами, а некоторые его части покрыты маленькими кусочками зеркала, сверкающими на солнце, словно драгоценные камни. Каждая фигура и элемент в храмовом комплексе – это цитата, символ или, если хотите, некий код. Все не просто так, все имеет свою смысловую нагрузку. Нетрудно догадаться, что при таком сахарном цвете храма он бывает совершенно разным не только в разное время года, но и в течение дня.
Мужская тайская традиция
По тайской традиции каждый мальчик или мужчина должен хотя бы короткое время побыть монахом. Для этой цели существуют отдельные школы, где мальчики в оранжевых одеяниях выполняют разные возложенные на них задания: метут, чистят, красят, заменяют свечи, просто сидят около ящиков для пожертвований или небольших освященных мест для молитв.
Некоторые из этих маленьких монахов настолько духовны, что врезаются в память на долгие месяцы и даже годы. Мне почему-то запомнился монах, бредущий по обочине скоростной трассы с небольшой котомкой за плечами. Босой, худой, обожженный солнцем, что-то задумчиво шепчущий – возможно, молитву, а возможно, и считающий шаги. Каков его урок, сколько он должен пройти, чтобы обрести в душе свет, любовь и понимание окружающего его мира?
Мигранты
На севере страны живут люди, которые значительно отличаются от основной массы тайцев языками, традициями, одеждой, религиозными верованиями. По большей части это переселенцы из соседних стран: Вьетнама, Мьянмы, Камбоджи. Их согнали с мест разные причины – чаще всего войны, голод или дискриминация на родине. В городе Чианг Май существует Институт исследования горных народов. По результатам работ его ученых в стране выделяется 10 крупных народностей: акха, лаху, лису, мьены, хмонги, луа, камху, карены и другие.
Мне довелось посетить деревню с беженцами из Бирмы (ныне Мьянма). Они относятся к племени «карен», их женщины отличаются от всех остальных людей мира очень длинными шеями и ногами. С детства девочкам, а потом и девушкам, по мере роста и взросления на голени и шеи надевают медные обручи, увеличивая их число таким образом, чтобы происходило удлинение костей голени и шейных позвонков. Считается, что чем длиннее шея и ноги, тем женщина красивее. Сами шейные кольца довольно тяжёлые, и непонятно, как можно носить такой груз всю жизнь.
Беженцы не имеют тайского гражданства и не могут официально работать. По этой причине жители деревни, пусть и небольшой, нуждаются в постоянной заботе и обеспечении продуктами. Местный департамент по туризму установил плату 250 батов с каждого туриста за посещение деревни. Идут ли деньги действительно на помощь людям – сказать трудно. Сами жители изготавливают различные сувениры, ткут ткани, шьют шарфы, шапки, шляпы, сумки, кошельки, одежду – все, что можно продать туристам. Покупая что-то у них, вы оказываете материальную помощь их семьям, помогаете хоть как-то свести концы с концами.
Люди «карен» приятные, вежливые, искренне улыбающиеся, работящие. Простая прогулка по деревне доставляет огромное удовольствие. Одна из пожилых женщин 67 лет привлекла внимание игрой на каком-то неведомом инструменте, напоминающем гитару, но только с четырьмя струнами, производя странно приятные звуки. Через несколько минут мы нашли общий язык. Более того, я смог воспроизвести нечто мелодичное на этом инструменте, посмотрев на используемые аккорды.
Национальные парки Таиланда
За время путешествия довелось посетить несколько замечательных национальных парков: самый первый в Таиланде – Кхао Яй, самый известный в мире – Кхао Сок, потому что в нем проводились натурные съемки «летающих скал» на озере Чео Лан для фильма «Аватар», самый странный – Дои Интанон (астрономическая обсерватория и военная база) и, наконец, самый большой – Каенг Крачан площадью 291 500 гектаров. У каждого парка свое «лицо» и свои особенности, но описать все их в газетной статье невозможно. Остановимся на общих, наиболее характерных чертах.
Национальный парк в Таиланде – это территория на суше или воде не менее 10 квадратных километров. Парки предназначены для защиты наиболее ценных и уязвимых районов, объектов живой и неживой природы. Также они являются образовательными и развлекательными центрами.
Главные цели, насколько удалось уяснить, – рекреация и экологический туризм.
Везде отлично оборудованы территории для массового отдыха – водопады, смотровые площадки, культово-религиозные места, мемориалы. В парках имеют право находиться армейские подразделения, астрономические обсерватории, отделения научно-исследовательских институтов и университетов, центры по реабилитации животных и людей, базы для реализации королевских проектов по агротуризму и устойчивому развитию, семеноводческие станции и хозяйства. Кроме того, конечно, есть административные офисы, визит-центры, гостиницы, даже маркированные тропы. За всем «разнообразием» не очень видна природоохранная деятельность, зато хорошо прослеживается коммерческая составляющая.
В стране создано 102 нацпарка (81 – на суше, 21 – на море). По перспективному плану развития к открытию готовятся еще 33. Особо охраняемые природные территории занимают около 14% территории Таиланда, помимо национальных парков, есть множество заповедников, ботанических садов и областей, где действует запрет на охоту на общей площади более 30 тысяч квадратных километров.
Управляет ими с 2002 года Департамент национальных парков, дикой природы и растений, подчиняющийся Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды. Ранее эти функции выполнял Департамент Королевского Леса, который подчинялся Министерству сельского хозяйства.
Некоторые территории включены в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, как, например, упомянутый выше национальный парк Кхао Яй, это предмет особой гордости короля и народа.
Богатство нацпарков составляет разнообразная фауна – многочисленные виды млекопитающих, птиц и рептилий, населяющих леса, долины рек и горные хребты. Очень ценный природный ресурс – уникальные скальные образования. Например, экзотические пещеры сталактитов в нацпарке Jalermratanakosin, скалистые террасы Фу Хин Ронга и карстовые ландшафты парка Кхао Яй. В охраняемых районах проживают народности, которые сохранят свою уникальную культуру и образ жизни еще не одно десятилетие.
Большинство нацпарков взимают входную плату 300 батов с иностранных граждан. Но если у вас есть «разрешение на работу» или тайские водительские права, цена будет в 3–5 раз меньше, как для местных жителей.
Тайские следопыты
Персонал нацпарков Таиланда, как, в общем-то, и в России, страдает одним недугом – отсутствием знания английского языка. При этом наши гиды-проводники легко заменяют эти пробелы научными названиями животных и растений на латыни. Однажды на Байкале наблюдал, как таким образом 4 часа общались два орнитолога, не зная при этом языка собеседника.
Тайские следопыты подобными навыками не обладают. В нацпарке Кхао Сок я по случаю принял участие в ночной экскурсии. Гид по имени Падо слабо говорил по-английски, но довольно хорошо искал разных пауков по глазам, светящимся в темноте алмазным блеском.
На крошечных водоемах показывал головастиков и «поющих» лягушек, на стволах бамбука – цикад, на земле – ночных бабочек и затаившихся гекконов, в черных ночных кронах деревьев – летучих мышей и лесных кошек, чьи глаза в лучах наших налобных фонарей горели огненно-яркими оранжевыми точками. Гид не знал ни английских, ни тем более латинских названий животных, но отлично выходил из положения, давая такие определения: лягушка – маленькая, летучая мышь – большая, кошка в кроне – лесная, птичка, заснувшая на ветке, – желтая (поскольку цвет брюшка желтый). Это было мило и смешно.
Завершая серию очерков о Камбодже, Лаосе, Вьетнаме и Таиланде, хочу подчеркнуть удивительную самобытность исследованного региона, богатство его природы, животного и растительного мира, а также исключительный туристический потенциал. Уверен, в ближайшие годы он будет развиваться семимильными шагами.
Николай МАЛЕШИН, Таиланд, фото автора
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 23 (1130) от 7 июня 2016 года
Инженер КуАЭС дебютировал в телеигре «Что? Где? Когда?» (ВИДЕО)
Подпишись на «Друг для друга»! Участвуй в акции «В Питере – быть»
Академический Малый драматический театр представил в Железногорске легендарный спектакль «Муму»
Центр правовой защиты населения «ЭкспертГарант»: Подводные камни «выгодных» кредитов
Кристина Шайдурова: «И в серьёзной профессии есть место творчеству»