Репортаж «ДДД»: один день с клоуном
Газета «Друг для друга» продолжает серию публикаций, посвященных людям разных профессий. Куряне рассказывают об особенностях своей работы, ставшей для них призванием. На этот раз один день мы провели с нашим земляком Евгением Чепченко, цирковым клоуном.
Со служебного входа попадаем в святая святых курского цирка – закулисье. «Вы только в отсек для хищников ненароком не забредите», – наставляет сердобольный охранник, пропуская в запутанные коридоры. Привыкнув к обычному здесь запаху опилок, конюшни и мокрой псины, движемся на шум: где-то в глубине горланят морские львы. Мимо проносится женщина в поварском колпаке с двумя ведрами морковки, скрываясь за дверью с табличкой «кухня для животных». Репетиционный манеж, актерский буфет, гримерки, помещения для служебного персонала... А вот те самые рычащие и фыркающие клетки – обходим от греха подальше.
До начала представления два с лишним часа, но уже полным ходом идут приготовления. Лавируя по центральному проходу между верблюдами в косынках, лошадьми и разминающимися акробатами, протискиваемся на главный манеж. Герой нашей публикации, Заслуженный артист России Евгений Чепченко, что-то обсуждает с художником по свету и звукооператором, после чего спускается в оркестровое отделение к музыкантам. Нужно напомнить, для какой из реприз понадобится барабанная дробь. Простой свитер и джинсы как-то не вязались с его сценическим образом. И все-таки добродушный улыбчивый блондин был клоуном.
Насмешил комиссию со страху
Хотя большинство артистов этого жанра предпочитают завуалированно именоваться коверными, как в трудовой книжке, Евгений не обижается, если его называют клоуном. И в детстве было так же. Пока остальные ребята готовились лететь в космос, примерять генеральские погоны или учиться танцевать балет, Чепченко мечтал смешить людей на манеже. Вызывать улыбки ему нравилось еще в детсаду, но настоящий «цирк» начался в школе. Класс, привычный к выходкам озорника, так и ждал, когда он опять что-нибудь вытворит: скорчит смешную рожицу, изобразит на доске забавное художество или подложит хлопушку под учительский стул. Только педагоги не разделяли детского энтузиазма – в дневник «арлекина» одно за другим сыпались замечания.
Дома видели, как бережно мальчик собирает вырезки из газет и журналов, касающиеся цирка, как восхищается Юрием Никулиным и Олегом Поповым. Разобравшись что к чему, за школьные провинности строго не наказывали – в многодетной семье один из пяти братьев рос артистом. Родители Жени трудились на курском трикотажном комбинате: мама – кладовщиком и кассиром, папа – формовщиком в литейном цехе. Но, и не будучи сами подкованы в делах искусства, они отдали сына в цирковую студию.
«Там мне объяснили, что клоунада – один из самых сложных цирковых жанров, и клоун должен уметь делать все, – говорит Евгений Петрович, сам тем временем завязывая надутый воздушный шарик, необходимый в репризе. – Поэтому я учился жонглированию, акробатике, дрессуре, хореографии и вокалу, усиленно занимался иллюзией. Лет в 12 состоялось мое дебютное выступление на публике. В концертной программе Дома культуры РТИ показывал трюк с распиливанием девушки, где фокусник развозит «фрагменты» женского тела в разные стороны. В общем, конечно, все удалось. Но моя бабушка, наблюдавшая из зрительного зала, хваталась за сердце и пила валидол!»
Без связей попасть в ряды профессиональных артистов казалось невозможным. После школы в 1985 году Женя уехал в столицу Украины поступать на летчика. Но, идя с отцом по улице, увидел Киевский цирк, где находилось цирковое училище. Папа, знавший о мечте сына, подбодрил: «Попробуем?..»
«Попасть туда, как выяснилось, было не легче, чем в авиацию, – удивляется курянин. – В СССР самыми авторитетными считались цирковые училища Киева и Москвы. Поэтому конкурс на клоунаду был порядка 20 человек на место. Три тура, строгая медкомиссия, предметные экзамены... На творческом конкурсе дали несколько заковыристых заданий. Например, изобразить шланг и замок. Я не умел, и не готовился специально, но от страха получилось». Главным Жениным наставником на все последующие четыре года стал Борис Поташник. Он объяснял, как общаться с деревьями и понимать природу... Клоунаде здесь не учили. Говорят, дар этот либо есть от рождения, либо его нет.
Побывал в пасти у тигра
Клоун без грима, все так же неузнаваемый, вышел в фойе. Выглянул в окно – на улице слякотно, по мокрому снегу и лужам ко входу шлепают первые зрители. «Раскачать» зал в ненастье сложнее, нежели в солнечный день, но Чепченко не унывает: через один-два номера он вернет им хорошее настроение.
Закрутились карусели, выстроилась очередь за сладкой ватой и попкорном, оживились продавцы игрушек и воздушных шаров. Белые пудели, дающие себя фотографировать, машут хвостами маленьким любителям цирка. Становится все многолюднее. Дети и взрослые пришли за праздником
Кто рассмешит клоуна, если взгрустнется ему? Находятся такие. На так называемых «зеленых», заключительных гастрольных представлениях у артистов есть традиция подшучивать друг над другом. При этом зритель и не подозревает, что что-то идет не по плану. Неожиданная смена фонограммы – самая меньшая шалость циркачей. «В Одессе у меня был номер, где я прыгал со скакалкой со стаканом на лбу, – вспоминает Евгений. – Перед этим наливал воды и выпивал, давая понять, что посуда настоящая. И вот, как обычно, наполняю стакан, а по запаху чувствую – что-то не то. Спирт! Как же мне его пить? Не растерялся, поискал кругом глазами: среди зрителей сидел мужчина. «Будешь?» – спрашиваю. «Давай», – говорит. Надолго, наверное, меня запомнил. Тоже ведь думал, что это вода».
А однажды клоуну стало совсем не до шуток. Его разыграл Алексей Константиновский, родители которого снимались в фильме «Полосатый рейс». Находясь в клетке, Чепченко вызвал из зрительного зала ассистента дрессировщика и надел ему на глаза повязку для игры в «жмурки». В этот момент на арену выпустили тигров. Для Евгения должны были повесить лестницу, чтобы он при появлении хищников пулей на нее взобрался. Но в этот раз никакой лестницы не было, а тигрица приблизилась почти вплотную. Перепуганный артист только и успел упасть, поджав под себя руки, когда дикая кошка, весящая около 200 килограммов, навалилась сверху и прихватила зубами его шею. Он уже успел мысленно попрощаться с родными, вся жизнь пронеслась перед глазами. Тут подскочил дрессировщик и отогнал животное. Тигрица была любимицей Константиновского, он вырастил Дину дома и не сомневался в дружелюбии. Только бедный клоун и сейчас сторонится ее сородичей.
В сегодняшней программе тигры отсутствовали. Дан третий звонок. Погас свет, зазвучала музыка... В 1973 году курский цирк был еще совсем новым. 4-летний Женя сидел в первом ряду у папы на коленях. Малыш восторгался первым знакомством с этим волшебным миром. После выступления гимнастов на ковер вышел человек с красным носом в цветном наряде. Смеясь, он сделал вид, что наливает в ведерко воду, и выплеснул как раз туда, где сидели отец с сыном. Вместо воды на них посыпался блестящий серпантин, но Женя плакал, клоун напугал его...
В первой части Чепченко смешался в зале со зрителями. Клоун смотрел за выражением их лиц, реакцией на шутки – решал, кого можно привлечь в репризу, а кого нет. В свое время он также окончил в Киевском университете факультет психологии. Дополнительное образование помогло, потому что «подсадке» Евгений предпочитает живую импровизацию. Даже мэтр клоунады Юрий Никулин, просматривая кассету с номерами Чепченко, не смог найти подвоха. «Иногда слышу, что люди не хотят покупать билеты на первые ряды, якобы там клоун вытаскивает на арену. – заметил курянин. – А про себя думаю: от меня и на галерке не спрячешься!»
Преображение в гримерной
Красно-желтые ботинки, на вешалке – наряды, задействованные в представлении: свадебное платье, медицинский халат, банты... Хозяин вмещает реквизит в один чемодан. За 20-минутный антракт Евгению нужно полностью войти в клоунский образ. Облачается в «пчелиную» жилетку, изумрудный фрак, штаны в горошек, делает на голове фирменный хвостик-«пальму» и начинает гримироваться. Никакого поролонового носа, главный акцент на лице – большие добрые глаза. Зеркало со встроенными лампочками, купленное в парижском театральном магазинчике в 1998-м, всегда под рукой вместе с губками, кисточками и красками... Приходится выступать и в жарких странах Африки, и на Ближнем Востоке. Там стандартный грим на меловой основе сразу бы потек, поэтому артист всегда пользуется вазелиновым Ленинградским – в нем хоть купайся, недаром ценят во всем мире.
В гардеробной есть икона – хотя это противоречит друг другу, циркачи одинаково верят в приметы вроде треснутых зеркал и в Бога. Евгений Чепченко не раз поднимался под купол цирка на 30-метровую высоту. Опасность поджидает и во время частых перелетов. «Наша труппа возвращалась из Буэнос-Айреса в Москву, – вспоминает артист. – Над Атлантическим океаном самолет с тремя сотнями пассажиров на борту поломался, отказала одна турбина. Попеременно включая и выключая оставшиеся двигатели, экипаж выровнял машину, совершив экстренную посадку на островах Зеленого мыса. Стюардесса позже проговорилась, что капитан побледнел, как стена, и курил «Беломор».
Самое видное место на столе в гримерной занимают фото жены Лены и 22-летнего сына Димы компьютерного дизайнера. С гимнасткой, мастером спорта Еленой Ивановой курянин познакомился в цирковом училище. Сидел за одной партой и не догадывался, что рядом его будущая супруга. Обвенчались после того, как вернулся из армии. Каково же служилось клоуну? «Военные были уверены: раз артист, то обязательно «белоручка», – улыбается лицедей. – Послали как-то в свинарник навоз загружать. Думали, буду работать с зажатым носом. Так ведь быстро управился и лег загорать – в детстве каждое лето проводил в деревне под Курском!»
Быть клоуном – до конца!
Чепченко редко видит семью. Их дом в Запорожье, на родине Елены. «Муж на 90 дней» – отшучивается клоун, когда пограничники интересуются у россиянина целями посещения Украины. По правилам он может находиться в соседнем государстве только три месяца. Впрочем, артист-кочевник рад, когда при сложившемся плотном гастрольном графике с родными удается побыть хотя бы пару недель.
В большое турне по Прибалтике Евгений отправится в апреле вместе с женой, заодно возьмет и сына. Раньше они почти всегда попадали в разные труппы. Пик разъездов у курянина пришелся на те 13 лет, когда он работал в Большом Московском госцирке. За это время не побывал только на австралийском материке.
В Латинской Америке, где Чепченко прозвали русским Майклом Джексоном за умение ходить «лунной» походкой, произошла интересная встреча. «Отработали программу в Аргентине и на две недели заехали в столицу Парагвая Асунсьон, – вспоминает он. – Когда ужинал в кафе, ко мне подсел мужчина с шикарной шевелюрой. «Москоу циркус?» – спрашивает. Киваю. С каждой новой кружкой пива начинаю разговаривать по-испански все сноснее. Незнакомец пригласил совершить экскурсию по лучшим городским «пивным». У него оказался свой транспорт с личным водителем. Заезжаем в бар, ему начинают хлопать, он что-то напевает. Чувствую, знакомый и красивый голос. Наверное, оперный певец, раз его в Асунсьоне все знают. Нас хозяин угощает. Выпили – дальше поехали. Начали в 9 вечера, а в гостиницу он привез меня под утро.
Вернувшись в Аргентину, увидел по MTV клип «Бамболео». Моя супруга работала под эту фонограмму, дай, думаю, посмотрю. И... узнал в солисте музыкальной группы «Gipsy Kings» своего нового знакомого Николя Рэйеса... Прощаясь, он сунул мне в карман визитку».
США, Арабские Эмираты, Великобритания, Чили... В Токио Евгений, отдыхая в гостиничном номере на 18-м этаже, проснулся от того, что высотка заходила ходуном – началось землетрясение. А в Бангкок ему прямо в день 33-летия пришла правительственная телеграмма, подписанная Президентом РФ Владимиром Путиным, где было объявлено о присвоении ему звания Заслуженного артиста России.
Евгений Чепченко открывает второе отделение. За 25 лет у него было больше восьми тысяч выходов на сцену, а все равно волнуется. Но это до первого шага на манеж... После представления дети хватают клоуна за руку, обнимают, просят сфотографироваться. Это ли не истинное признание... Детская мечта сбылась, а что дальше? «Арлекин» смывает грим: «Возглавить какой-нибудь депрессивный цирк, поставить яркое шоу, привлечь классных артистов. Рисковать... Если уж быть клоуном, то до конца!»
Алексей ПИЩУЛИН, фото автора
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 11 (1065) от 10 марта 2015 года
Физкультурно-оздоровительный комплекс «Юго-Западный»: от йоги и плавания до детской студии танцев