Японские мотивы курской художницы
В Семеновской библиотеке Курска выставлены японские пейзажи, удивляющие своей красотой и техникой исполнения. На первый взгляд может показаться, что они написаны гуашью или маслом, однако все работы сделаны из самоклеющейся цветной пленки. Столь тонкая работа – дело рук Людмилы Иониной. Как признается курянка, она – далеко не профи, впрочем, это не мешает ей заниматься творчеством и передавать свое мастерство другим.
Мечта детства
Широкая кухня, на столе растянут лист ватмана. Тут и там лежат кусочки пленки-самоклейки, каждому из них отведено свое место в будущей картине. Заготовка к заготовке, мозаика постепенно выстраивается, и перед нами возникает необыкновенно красивая аппликация. Яркие краски, живые образы, которые того и гляди сойдут с полотна. Автор – самобытна и талантлива, однако сама Людмила Михайловна довольно скромно отзывается о своем творчестве.
– Я самодеятельный художник не очень высокого класса, – говорит она. – Есть «фондовские» мастера, те, что в специальных объединениях, а мы работаем для себя, по своему душевному настроению. С детства мечтала быть художницей, об этом объявила еще в четыре года. Откуда такое желание появилось – не знаю. Может, в роду кто-то был: дядя хорошо рисовал, а его дочка закончила театральный и работала художником по костюмам на киностудии имени Горького».
Впереди были художественное училище, институт, первые работы. Дебютировала Ионина в Благовещенске. На тамошнюю экспозицию отдала две картины, выполненные пастелью. Обе работы к концу выставки благополучно пропали: то ли организаторы забрали, то ли прихватил кто-то из гостей. Это, конечно, расстроило, но, с другой стороны, стало своеобразным признанием.
– Если честно, я средне училась, вот муж – да, был талантлив. Он мне в молодости сказал: «Брось ты это дело, ничего из тебя не получится». После этого я не занималась творчеством, в Курске работала художником-оформителем в обкоме партии. В 42 года заболела, полгода сидела дома, ну и, чтобы чем-то себя занять, стала вновь рисовать».
Спустя четыре года снова оказалась на больничном, опять взялась за кисти и краски, написала натюрморт. Шел 1991 год.
– А тут на улице Максима Горького выставка, я туда отдала картину, и ее купили, – продолжает Ионина. – Следом второй аукцион, фондовский, жена одного художника говорит: «Люсь, отнеси работы». «Да ты что! Там такие люди!», а она: «Да ладно тебе! Там купили картину секретаря пединститута, тоже когда-то закончила худграф, что-то карандашом нарисовала – и ее взяли!» Ну, думаю, хорошо. Отнесла два натюрморта: верба на столе и хризантемы в стеклянном графине. И вот аукцион, уже прошло 60 работ, мою никто не покупает. Вдруг встает женщина и говорит: «Да хватит нам предлагать, я эту хочу», и показывает на мою! Потом и вторую взяли! «Фондовские» обиделись, на выставки перестали пускать, а я не стала напрашиваться, нервы дороже...
От местных бабочек к японским журавлям
Людмила Михайловна бережно хранит свои работы, по ним можно проследить жизнь художника. В 90-х работала маслом, гуашью, пастелью, рисовала то, что окружало: Знаменский собор, здания курской епархии, школы №42, улицы Радищева и Марата, родной двор художницы...
В определенный момент отдалились от городской темы и принялась рисовать... бабочек. «Идея пришла сама собой, – курянка перекладывает яркие рисунки, ее двукрылые создания переливаются всеми цветами радуги. – Они глазастые. Я считаю, что бабочка – это наша короткая жизнь: она где-то летает, старается больше увидеть, запомнить».
У каждой работы есть имя (например, «букет гладиолусов»), а у некоторых и конкретный адресат: есть посвящения композитору Георгию Свиридову и Курской битве, а еще траурная бабочка, в глазах которой застыли нью-йоркские башни-близнецы, рухнувшие во время теракта 11 сентября 2001 года.
– Смотрите, на чем рисовала, – говорит Людмила Михайловна и переворачивает рисунок. – На политических плакатах! Тогда с бумагой была напряженка, я из Дома культуры эти плакаты взяла, практически все бабочки на них.
Кризисные 90-е стали временем испытаний, нелегко было найти материалы для работ, не было и денег, но желание творить побеждало все. «Дошла до «оракала» (самоклеющиеся пленка одноименной фирмы для рекламных вывесок – ред.). Подруга работала художником-оформителем в ЦУМе и отдавала остатки материала. Я подумала, что бы из них такое сделать, и очень даже получилось. В декоративных работах используют 3–5 цветов, не больше, а у меня, например, только в сюжете, где журавли отдыхают на фоне Фудзиямы, целых тридцать.
На небольших кружках из пленки-самоклейки можно увидеть букеты цветов, уходящий поезд метро, земной шар, глобальную сеть Интернет, Жар-птицу. Есть зарисовки на местные темы – Никитская церковь, драмтеатр имени Пушкина. Особняком в творчестве стоит Япония с ее журавлями, небольшими домиками, старинными кораблями, восточными женщинами в кимоно, Токио.
– Лет 15 назад в Курске при Доме знаний появился клуб любителей Японии, там проводились выставки. Мне удалось участвовать в 13 из них, ежегодно готовила одну-две работы, что-то маслом, что-то из «оракала». Все они собраны на выставке в Семеновской библиотеке.
«Художник должен быть сытым»
Как признается Людмила Михайловна, сюжет может прийти спонтанно, порой вдохновляют вполне обычные вещи. «Этих рыб сделала после телепередачи о подводном мире, еще и стихотворение написала: я хоть и не поэт, но, как все художники, немного пишу, – говорит курянка, показывая разноцветных полосатых рыбешек, которые бултыхаются в голубой воде. – На новую работу может подбить очередная выставка. Я прямо зажигаюсь от предложения и принимаюсь за свежую картину.
Кроме рисования Ионина увлекается вышивкой. За последние десять лет участвовала в пяти крупных Всероссийских выставках и множестве небольших, ее работы есть в спецкаталогах, а дома хранится пачка дипломов. Особо гордится курянка картиной, которая попала в экспозицию к 300-летию Санкт-Петербурга.
– «Здесь Пушкин жил, здесь я бывала», – вот такое название. Эрмитаж смотрит на Петропавловскую крепость, рядом мои дочка и внук. Была удивлена, когда работу взяли при огромной конкуренции – от Калининграда до Камчатки. Конечно, никаких наград не заслужила, но картина висела в центре экспозиции, чему я была рада.
Сейчас Людмила Михайловна готовится к новой выставке, подробности которой хранит в тайне. Параллельно с этим продолжает работать художником-оформителем в детской библиотеке, время от времени дает мастер-классы для детей и подростков, путешествует.
«Все говорят, что художник должен быть голодным, а я пришла к выводу, что он должен быть сыт, – делится житейской мудростью Ионина. – Когда нет денег, думаешь, как заработать на еду, о творчестве и не вспоминаешь. Сейчас нужно быть сытым, чтобы были силы и желание творить».
Александр ДЕМЧЕНКО, фото автора и Андрея КОРНИЛОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (1)
Написать отзыв▼
Прохожий
25 августа 2014, 01:58Талант и вдохновение порождают мысли, которые всегда можно воплотить во что-то конкретное!
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 34 (1036) от 19 августа 2014 года
Как ученые находят новых животных: 10 недавно открытых видов
Детям младших классов надо много двигаться, а не постоянно сидеть за уроками или перед телевизором