городская афишаафиша доска объявленийобъявления размещение рекламыреклама 16+

о газете колонка редактора наш коллектив контакты сми

Еженедельная общественно-информационная газета. Самый большой сертифицированный тираж в Курской области (16 600 экземпляров)

17 апреля 2014, 09:40 СВОИМИ ГЛАЗАМИ

Корреспонденты «ДДД» в карьере Михайловского ГОКа: гигантские машины, странности компаса и собаки-скалолазы

На смотровой площадке карьера Михайловского ГОКа бывали многие. Отсюда открывается потрясающий вид на серпантин, по которому ползают «букашки» – гигантские самосвалы, экскаваторы и железнодорожные составы. Но побывать в самом карьере удавалось не каждому. Разве только немногим гостям да студентам, проходящим здесь практику. Признаться, мы не рассчитывали, что получим «добро» на экскурсию в карьер. Думали, покажут нам сверху все достопримечательности и отправят домой. А все обернулось захватывающей поездкой по серпантину карьера в эпицентр магнитной аномалии.

Подземный город

Перед тем как отправиться в карьер, строго предупредили: «Техника безопасности превыше всего, так что придется пройти инструктаж». Мы были готовы слушать долгие лекции, расписываться в каких угодно документах, лишь бы увидеть карьер снизу вверх.

Экскурсоводом выступил директор по производству МГОКа Сергей Афонин. «Да вы при полном снаряжении!» – рассмеялся он, глядя на каски и жилеты. Мы же решили удивить его фактическими данными о карьере, вычитанными в Интернете. «Самая глубокая точка карьера – 340 метров, запасов руды хватит на 300 лет», – рапортовали мы. «У вас устаревшие данные! – последовал ответ. – Что касается глубины, то приближаемся к 400 метрам! На самом деле здесь три карьера, что хорошо видно на снимках со спутника. Один большой и два поменьше. Но через 3–5 лет карьер разрастется настолько, что станет одним».

Отправляемся на смотровую площадку. Поворот к ней с трассы не пропустить – прямо на перекрестке установлен ковш от экскаватора с насыпанными рядом кусками железной руды. «Интересно, туристы на память не берут камни из ковша?» – размышляли мы вслух. «Не слышал о подобном, хотя не исключаю, что руду забирают на сувениры, – замечает Сергей Александрович. – Но этого добра у нас много. Если закончится – подсыплем еще. У нас часто просят камни для создания альпийских горок. Вырубить из этого прочного материала какую-либо фигуру проблематично».

На смотровой площадке всегда есть зрители – вот и в этот раз было припарковано несколько автомобилей. «Сюда надо приезжать ночью, – замечает парень, фотографирующий серпантин. – Здесь же работа идет круглые сутки. По ночам – при свете фонарей и фар. Зрелище завораживающее – напоминает подземный город из фантастического фильма».

Никакая погода не влияет на работу в карьере. «Хотя однажды пришлось все-таки остановиться, – вспоминает Афонин. – Года два назад прошел ледяной ливень, покрывший все коркой льда. Несмотря на всю мощь самосвалов, преодолеть подъемы они не смогли. Но как только лед растаял, работа закипела вновь!»

По дорогам, причудливо обвивающим карьер изнутри, движется техника. Только сверху гигантские машины кажутся не больше муравья, а железнодорожные составы напоминают гусениц. И как-то не верится, что только одно колесо «Белаза» размером в два человеческих роста!

В этот день с погодой повезло – дождя не было. Но ветер на смотровой площадке был такой, что трудно было удержать в руках фотоаппарат – его мотало из стороны в сторону. Слезы, текущие из глаз, ручейками бежали в сторону висков. «Все, совсем замерзли, – констатировал наш экскурсовод. – Бегом в машину, поедем в карьер. Там ветра не будет!»

Дрожь земли

Во время спуска вниз по серпантину захватывает дыхание – настолько впечатляющая картина открывается. По разноцветным геологическим пластам можно изучать историю развития Земли. На самом верху тонкая линия чернозема, далее рыжая глина и желтый песок, а потом на сотни метров вниз – гигантский монолитный камень железной руды. Разбить его на мелкие части можно только взорвав. Эти работы проходят в среднем два раза в месяц, о чем сообщается в местных новостях. И делают это в большей степени для того, чтобы люди отложили визит на смотровую площадку или дачи, дорога к которым ведет мимо карьера. В целях безопасности не только перекрывают все подъездные пути, но и выводят всю технику из карьера.

Взрывные работы проходят в несколько этапов. Сначала буровые станки делают скважины на глубину 15–20 метров. «Взрывчатку мы делаем сами, – поясняет Сергей Афонин. – Особенностью эмульсионной смеси является то, что взрывчаткой она становится непосредственно в скважине, где смешиваются все компоненты. При транспортировке опасности ингредиенты не представляют».

Скважины взрывают по очереди с интервалом меньше секунды. Так не только лучше разрыхляется горная порода, но и меньше сейсмические колебания. Если взорвать все скважины одновременно, может получиться эффект землетрясения. Хотя и так взрывы настолько мощные, что рядом с карьером чувствуется дрожь земли.

С каждым годом новых машин становится больше – на МГОКе идет реализация программы компании «Металлоинвест» по обновлению автопарка горно-транспортной техники. Оказывается, водить новые самосвалы доверяют самым опытным и достойным работникам. А таких здесь большинство. «На МГОКе трудятся целыми семьями, – замечает Сергей Александрович. – Очень много у нас династий, что всячески приветствуется и поощряется».

Сейчас работники проходят обучение на экскаваторе «Hitachi», способном за раз поднимать 23 кубометра руды. Привыкают к новым технологиям и комфорту. «Кабина машиниста оснащена климат-контролем, ативибрационным креслом с пневматической подушкой, аудиосистемой («Можно дискотеку проводить», – смеются водители), мониторами, передающими сигналы с камер, размещенных по периметру машины, – представитель компании «Hitachi» с гордостью демонстрирует возможности гиганта. – Я езжу на иномарке и могу сказать, что в кабине экскаватора гораздо комфортнее, чем в моем авто».

– Без кондиционеров работать в карьере сложно, – уточняет Афонин. – Когда летом температура воздуха наверху 30 градусов, в карьере она может доходить до +45! Спасает то, что большая часть техники новая и оснащена климат-контролем. Даже на старых машинах мы стараемся дополнительно устанавливать кондиционеры.

Операция по спасению лосенка

Экскаватор дает сигнал и самосвал дает задний ход. Всего несколько ковшов – и кузов гиганта заполнен. Снова звучит сигнал – самосвал отъезжает. Тут же на его место заступает другой. Так они и наматывают по серпантину по 60 километров за смену. Общая же протяженность автомобильных дорог в карьере – 80 километров. И вся сеть состоит из переплетенных транспортных развязок, разобраться в которых новичку сложно, даже несмотря на установленные здесь дорожные знаки. А чтобы выбраться на поверхность пешком, понадобится часов десять. Это при условии, что возьмешь правильное направление.

Глядя вблизи на 180-тонный «Caterpillar», чувствуешь себя букашкой. Хотя сложно понять всю масштабность, находясь в гигантском карьере. Куда нагляднее самосвал смотрелся бы в черте города на обычной дороге между многоэтажек.

Железную руду самосвалы везут на перегрузку. Затем экскаваторами грузят ее в железнодорожные составы, которые и доставляют сырье для окатышей на комбинат. Непригодную породу вывозят на отвалы за территорию карьера, на которых со временем появляется растительность. «Туда весь город за грибами ходит, – улыбается Сергей Александрович. – А сколько там всякой живности водится! Зайцы, лисы... Кстати, один наглющий лисенок все прошлое лето в карьер наведывался. Подбегал к рабочим и провиант клянчил. Люди у нас добрые, подкармливали рыжую морду».

Водители самосвалов вспоминают, что как-то в карьер попал лосенок. Отвалы здесь крутые, так что выбраться самостоятельно у малыша не получилось. Только поранился об острые края камней. Пришлось разворачивать целую спасательную операцию. Приехали сотрудники МЧС, поймали бедолагу, подняли наверх и выпустили в ближайшем лесу.

Из постоянных жителей карьера здесь только собаки. Несколько обитателей подбежали к нашей делегации с инспекцией. Псы для приличия пару раз тявкнули, мол, не зря нас рабочие кормят, и вернулись греться на солнышке. Все карьерные собаки одной масти – за годы жизни их шерсть стойко окрасилась в ржавый цвет. Надо сказать, что наметилось и изменение в поведении друзей человека – они, словно горные козлы, научились взбираться по отвалам, идущим вверх почти под прямым углом. Одна из дворняг продемонстрировала навыки скалолаза, резво вскарабкавшись на верхушку 5-метровой насыпи.

В эпицентре магнитной аномалии

– Вы же, наверное, знаете, что в карьере были обнаружены челюсть, позвонки и зубы плиозавра, жившего на Земле более 120 миллионов лет назад, – замечает Сергей Афонин. – На территории Курской области тогда плескался океан. Плиозавры – гигантские водные рептилии – обитали в океанах во время юрского и мелового периодов. В длину эти хищники достигали 16 метров (из них около двух метров – только голова!) и весили около 12 тонн. Так что у нас тут все гигантское. Ну что – едем вниз или наверх?

– Вниз! – хором заявили мы. Тем более что до самой нижней точки карьера оставалось всего несколько десятков метров. А ведь сейчас кто-то со смотровой площадки рассматривает карьер. И если «БелАЗы» выглядят, как букашки, то наш внедорожник скоре всего даже не заметен.

– Вот мы и добрались почти до самого дна карьера, – замечает Сергей Афонин, внимательно рассматривая камни под ногами, выбирая наиболее интересный. – Это и есть железная руда. А налет, который сияет на солнце – примесь кварца.

– Ух ты, как красиво!

– Нравится? Дарю! У нас такой красоты много!

Единственное, о чем пожалели, находясь в карьере, что не догадались взять с собой обычный компас. Но не сдавались – решили поставить опыт, используя цифровой компас на телефоне, который, согласно заявлению производителя, работает по принципу стрелочного магнитного. «Нормально компас ведет себя в карьере – никаких странностей. Вот смотрите, север показывает», – мы даже немного расстроились. «Загвоздка в том, что север в противоположной стороне», – рассмеялся Афонин. Внезапно стрелка на компасе сделала два быстрых оборота вокруг своей оси и мелко задрожала. Словно в подтверждении того, что мы находимся в самом эпицентре магнитной аномалии.

Марина ВЕБЕР, фото Ирины ТРЕТЬЯКОВОЙ

Вверх Отзывы читателей (0)    Написать отзыв

Архив рубрики  /  Другие статьи этого номера 16 (1018) от 15 апреля 2014 года

городской парламент

Мэр отчитался перед Горсобранием

квартирный вопрос

Из аварийного жилья курян переселят к 2017 году

утрата

Ушел выдающийся курянин Сергей Непобедимый

исследование медиарынка

«ДДД» признали лидером среди курских СМИ

земляки

УФСБ Крыма возглавил курянин

образование

Школьникам Курска вернут медали

кадры

Начальник областного УМВД освобожден от должности

профи в небе

Курские истребители отстрелялись под Астраханью

признание

Курская скрипачка победила в Сербии

болеем за наших!

Сестры Толмачевы попадут в зеркальный лабиринт

год культуры

Открылись музеи музыки и космоса

громкое дело

В суд передано дело об убийстве в букмекерской конторе

народные герои

Железногорец защитил полицейского, а суджанцы поймали насильника

происшествия

Двое селян сгорели в своих домах

происшествия

Курянку изнасиловали в день рождения

происшествия

Арестован крупный сбытчик героина

происшествия

Украл восемь айфонов

происшествия

5,5 лет колонии и 12,5 миллиона штрафа за взятки

происшествия

«Сняли порчу» за 200 тысяч

спортивная хроника

У нашей рапиристки – мировое «серебро»

большой баскетбол

«Динамо» в полуфинале: с надеждой на медали

зона «центр»

Сегодня в Курске: «Авангард» – «Витязь»

от первого лица

Игорь Зазулин: «Всегда стараюсь почерпнуть что-то новое»

спортивная хроника

Форвард из Курска вызван в сборную

спортивная хроника

Дважды серебряный чемпионат мира

спортивная хроника

Наш каратист стал третьим в России

мяч над сеткой

«Политех» пока 7-й в высшей лиге

спортивная хроника

Курская «бронза» первенства ЦФО

эксплуатация

Как ездить по плохим дорогам с минимальным ущербом для авто

страхование

Для кого подорожает ОСАГО?

вопрос–ответ

Водитель сам решает, когда менять зимнюю резину на летнюю

Супермодель Курска-2014 ждёт Мексикасобытие  •  реклама

Супермодель Курска-2014 ждёт Мексика

Юридическая компания «Анти-Банкиръ» в Курске: ваш профессиональный ответ банку!личные финансы  •  реклама

Юридическая компания «Анти-Банкиръ» в Курске: ваш профессиональный ответ банку!

Кто позаботится о многоэтажке в Курске?актуально  •  реклама

Кто позаботится о многоэтажке в Курске?

Магазин «Мамонтенок»: «Ура! А мамочка наша товар привезла!»удачных покупок!  •  реклама

Магазин «Мамонтенок»: «Ура! А мамочка наша товар привезла!»

кошелёк

Почему растут цены на продукты?

рыбалка по закону

В нерест можно ловить лишь на одну удочку

актуально

Подробно об ОДН

расчетный период

Курская область. Как передать показания электросчетчика?

услуги жкх

Заставляют платить за вывоз мусора

выплаты

Если травму получил пьяный работник

проверка слухов

«Детям войны» не выдают денег

Корреспондент «ДДД» в Перу: страна инков, кондоров и каньоновсвоими глазами

Корреспондент «ДДД» в Перу: страна инков, кондоров и каньонов

всемирная паутина

Поиски курян в Интернете: от чупакабры до криминальных авторитетов

технологии

Британцы спроектировали вертикальное метро для езды по небоскребам

письмо

Немецкий рыбак нашел в бутылке послание 100-летней давности

шедевр

Пенсионер не догадывался, что повесил на кухне картину за миллионы евро

сезонное

Язва часто появляется у тех, кто много нервничает

полезно знать

Как очистить печень весной: полезные советы

к фазендам

Расписание дачных автобусов

в копилку вашего опыта

Свекла по всем правилам

давайте приготовим!

Фруктовый пирог с орехами

Напишите своё мнение о событии

Имя: *
E-mail:
Город:
Смай­лики: smile super yes no beer wink tongue laugh finish boy love girl confuse joy good fright sleep wall amaze angry box shok star kill stop suicide
Текст *
сооб­щения:
Анти­спам: Введите 6 цифр на картинке  → 
Поля, отмеченные (*), обязательны для заполнения.
Реклама на сайте
Лента новостей
16+возрастная
категория

Читайте в печатном номере: курская ТВ-программа на 32 канала, интервью со звёздами, результаты лотерей, частные и коммерческие объявления, биржа труда, полезные советы, конкурсы для наших читателей и сканворды

Посетителей сегодня 5 614
Посетителей вчера 33 063
Всего c 10 марта 2003 120 561 866

Сетевое СМИ «Друг для друга Курск Онлайн»
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер ЭЛ № ФС77-74531 от 29 декабря 2018 года

При перепечатке ссылка на https://dddkursk.ru обязательна. Политика обработки персональных данных

© ООО «Друг для друга — Медиа», Курск 2003–2024