Один день с водителем трамвая
«ДДД» начинает серию публикаций «Один день с...». Наши герои, куряне самых разных профессий, рассказывают об особенностях работы, ставшей для них призванием. Этот день проведем с водителем трамвая Юлией Полещук.
Бесснежным морозным февральским утром, когда стрелка часов едва приблизилась к пяти часам, из ворот Восточного депо Курска четвертым по счету выехал на линию наш желто-красный трамвай под №073. Знакомимся с водителем. Юлия Викторовна «за штурвалом» уже 14 лет. Впереди у нас 180 километров пути, 10-часовая смена. Иными словами, пять полных рейсов от автовокзала до микрорайона Волокно и обратно. Главное сейчас – не спать!
Просыпающийся город
В руках у меня термос с кофе. А у нашей героини есть более эффективное средство против сонливости – давняя привычка просыпаться ни свет ни заря. В 3.30 Юлия уже стоит на остановке в Северо-западном микрорайоне, ее забирает служебный автобус и везет в депо на улицу 2-ю Агрегатную. Там на «веере» разветвленной сети из 12 трамвайных путей блестят чистенькими боками десятки пропущенных через мойку вагонов. Ночью перегонщики ставят их по очередности выхода на линию. С помощью обходного листа Полещук находит свой. Прежде чем отправиться в рейс, нужно проверить тормозную систему и пантограф (токоприемник), подсыпать в запасники песок, убрать в салоне.
Второго места в кабине не предусмотрено, я примостился на ящике с инструментами. На улице Республиканской заходит первый пассажир. Валентина Алексеевна говорит, что трамвай для нее – единственный способ в столь ранний час добраться до работы. Всю жизнь она была сборщиком на курском подшипниковом заводе. Но попала под сокращение, теперь трудится на «кондитерке» гардеробщицей. Живет «на отшибе», а ездить приходится в центр к шести утра.
На площади Перекальского курянка вместе с парой других «жаворонков» сошла. Вагон, и прежде не слишком-то многолюдный, совсем опустел. Курск еще спит. На дороге мелькнет редкий автомобиль, пара грузовиков «Почты России», и только. Но постепенно улицы оживают.
«Чем хороша первая смена – просыпаешься вместе с городом, в трамвае встречаешь рассвет, – замечает Юлия Викторовна. – А если еще при этом падает снег или весной поют соловьи – вообще красота. Детям хочется, конечно, чтобы мама напоила их чаем, проводила в школу. Зато получается встретить их вечером, вместе сделать уроки».
Она всегда работает по утрам, график «три через один». Может выпасть на выходной или праздник. «Случалось выходить на Пасху, Рождество, Новый год, – говорит курянка. – Даже так: 31 декабря и сразу 1 января. У нас любят работать в такие дни, потому что кругом шутки, радость, незнакомые люди друг друга поздравляют».
Трамвайная династия
«Автовокзал, конечная», – весело пропели динамики... Маленькая Юля ездила вокруг дома на трехколесном велосипеде, объявляя прохожим остановки. Едва ли 5-летняя девочка тогда задумывалась о будущем призвании. Но среди ее кукол запросто можно было отыскать старый билетный компостер, а стук колес убаюкивал лучше всякой колыбельной, ведь в трамвае она практически и выросла.
Семья Полещук – водители трамвая не в одном поколении. Их совместный стаж работы на курском предприятии перевалил за век. Первой в 1964 году была ее бабушка Галина Борзенкова, встретившая здесь же супруга, тот работал мастером по ремонту. Позже, в 1978-м, в депо познакомились и родители Юлии – Виктор и Елена Машошины. Оба водили трамваи. Елена Юрьевна до сих пор работает на транспорте, теперь диспетчером. Она, кстати, была инструктором у дочери, когда та после техникума пришла на водительские курсы. И еще у зятя Сергея, будущего мужа Юлии, их свела учеба.
«В детстве родители часто брали меня в рейс, – говорит Полещук. – Самый шик был прокатиться с папой на спецвагоне или снегоочистителе. Младшая сестра Маринка и я – единственные пассажиры. По городу ехали без остановок и очень гордились, что трамваем, таким внушительным, управляет папа».
«Мама тоже не всегда на пассажирских работала, – продолжает она. – Одно время водила вагон-кафе. Уже лет семь их не используют. Там внутри по обе стороны столики с сиденьями, шторки на окнах. В конце отделена часть под кухоньку, на прилавке составлены кастрюли: первое, второе и третье. Готовили еду в столовой Восточного депо. А ставили передвижной кафетерий на запасных путях у Хлебозавода и на площади Дзержинского».
Как раз там, у диспетчерской, к нам присоединилась кондуктор, женщина на редкость позитивная. По иронии судьбы гастрономическая тема Лидии Ивановне оказалась близка, 40 лет поваром в общепите, как-никак. Что же, спрашиваю, там безбилетников, наверное, не было? Да и здесь их мало, отвечает она, хотя попадаются отдельные «кадры»...
Пес путешествовал «зайцем»
Хвостатый пассажир привычно полусидел-полулежал на сиденье. Когда подошли проверять билеты, уставился в окно. Неподдельная собачья дума подкупила и контролера, и весь вагон: безбилетник не сквернословил, на людей не кидался, не лаял. Вел себя очень интеллигентно, несмотря на явное отсутствие родословной – полувисячие уши и загнутый хвост. Беспородный Шарик продолжил свое путешествие по 4-му маршруту в сторону железнодорожного вокзала...
Многие куряне помнят, как в позапрошлом году на трамвае разъезжал большой белый пес. Шарик прекрасно ориентировался в городе, знал, где ему нужно сесть в транспорт и сойти. Происходило это обычно у Северного рынка или у Восточного депо.
«Мы все к нему привыкли, как к «сыну полка», – говорит Полещук. – Откроешь двери, смотришь – вот и Шарик наш, садится в кресло, в окно глядит. Были бы деньги, наверное, и за проезд бы заплатил. Когда в первый раз его встретила, не знала, что он трамвай ждет. Сидит себе на остановке... Как раз у депо, где по требованию. Людей не было, я и проехала мимо. Кондуктор подошла: как же так, постоянного пассажира не посадили! Оглядываемся: собака в недоумении, встала на четыре лапы, смотрит трамваю вслед».
Сердобольные куряне хотели взять Шарика к себе на ПМЖ, не пошел. А незадолго до его появления в нашем городе весь Екатеринбург обсуждал пса, который добирался трамваем в столовую Уральского университета. На фото они с курским Шариком будто из одного выводка. Может, это он и был, пес-путешественник? Тайну никто не разгадал.
Трамваем иногда пользуется и еще одна любимица курских транспортников – дворняжка Матильда. Но сейчас она воспитывает потомство, пока не до катаний.
Конечно, Полещук!
На улице Энгельса в вагоне случилось настоящее столпотворение. А когда, наконец, развезли детей по школам, рабочих по предприятиям, на крейсерской скорости 40 км/ч (могли бы выжать и 85, но соблюдали правила) въехали в лес... Есть такой любопытный участок на 3-м маршруте. Юлия Викторовна удивлялась не меньше нашего, только раньше, в 2000 году, когда была еще стажером.
Первый рабочий день курянка помнит как будто это было вчера. «Когда принимала вагон, не волновалась, – вспоминает она. – А подъехала к воротам – не могу, ступор. Инструктор подскажет, подбодрит. А тут одна, да еще пассажиры сейчас начнут садиться. Так и ехала, чуть ли не тряслась». Теперь ей в пору самой мастер-классы новичкам давать. В том году выбирали на конкурсе лучшего курского водителя трамвая. Кто победил? Полещук.
Встречный вагон мигнул нам фарами, поздоровались в ответ. Как и в любом дорожном братстве, здесь свои порядки. Есть на электротранспорте и особые приметы. Так, если в салон залетела птица, жди поломки. И точно – какой-нибудь прибор выходит из строя! Наш трамвай хоть и разменял третий десяток, а после капремонта как новенький. Юлия на нем уже шесть лет. «Помню, как году в 1985-м дед нас, внуков, катал на точно таком же трамвайчике, – улыбается она. – Пригнали первую партию модели «Т3М» из Чехословакии. Просто праздник был: просторный, светлый салон, краской еще пахнет!»
73-й и сам кому надо техподдержку окажет. «Одна дама на машине неудачно объехала пробку, застряв прямо на путях, – вспоминает наш водитель. – Смотрю – она в канаве колесом. Что делать? От графика нельзя отклоняться. Трос в руки, зацепила, ход назад. Отбуксировала, вытащила».
С такой мамой ничего не страшно. Сына Юлии Викторовны, девятиклассника Женю еще в младенчестве брали в рейсы. А младшая, 11-летняя Настя наверстала упущенное совсем недавно. «У племянницы был день рождения, захотелось устроить детям праздник, – говорит Юлия. – А в депо есть такая услуга – прокат трамвая. Взяли не ретро, а обыкновенный, украсили шариками и с музыкой, играми покатили по 1-му маршруту. Не только детвора, даже их родители, поехавшие за компанию, были в восторге». Управлять этим карнавалом на колесах доверили только одному человеку. Конечно, Полещук!
«Спасибо, что живой...»
На 25-минутном перерыве выпили с Юлией по чашке чая в диспетчерской. Наш трамвай в это время продолжал движение с водителем-подменщиком. Полещук рассказывает случай из практики: «Ехал мужчина, настолько пьяный, что себя не помнил. Ему стало плохо, пришлось ставить вагон на кольцо, вызывать «скорую». В диспетчерской пассажира привели в чувство. В этот момент зашла девушка, тоже на трамвае работает, узнала его. Смотрит растерянно и говорит: «Мужик, ты же умер!» «Да», – отвечает. Оказалось, месяц назад он ехал в ее вагоне. Его забрали врачи, все думали, концы отдал. Очнулся в морге раздетый, жена венки заказала. А ему хоть бы что – живой!»
На этой работе не соскучишься. Пассажиры и поросят возят, визг на весь салон, и цыплят в коробках, и котят ведрами. Кто-то пытается затащить в вагон мопед, потому что бензин кончился. Встретишь и бывшего афганца, ругающего власть, и музыканта-цыганенка с гармонью, и местных чудаков вроде деда, который почему-то носит женские шляпки и туфли на каблуке. Чего только не узнаешь за пару-тройку остановок: и где завтра метеорит упадет, и как изменится курс доллара и, что немаловажно, где самая свежая петрушка: вы в магазин не ходите, лучше, чем на рынке у Мариванны, не сыщете! На все есть мнение у людей. Многие друг друга знают в лицо. Вот паренек, вроде вчера еще в школу ходил, а уже заводит в трамвай своего ребенка...
Алексей ПИЩУЛИН, фото автора
Вверх▲
Отзывы читателей (4)
Написать отзыв▼
Вадим
16 марта 2014, 17:31Очень душевная статья, спасибо!!!
Евгений
22 марта 2014, 21:19Отличная статья) Молодцы..
вячеслав
27 марта 2014, 02:00e-mail: slavik6043@mail.ru, город: курска пса этого к сожалению всего коллектива зарезал трамвай
катерина
30 марта 2014, 00:48а где описание о истинном положении дел в депо ?
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 11 (1013) от 11 марта 2014 года
Людям, которые соблюдают строгий пост, рекомендуется принимать витамины и препараты кальция