Председатели курских сельсоветов брали взятки самогоном
Продолжаем рубрику «Курские газеты: взгляд в прошлое». Сегодня листаем страницы периодических изданий за середину 20-х – начало 30-х годов XX века.
По данным переписи населения, в 1926 году в самом Курске проживали 98472 человека, включая пригородные слободы Стрелецкую, Ямскую, Казацкую, Пушкарную. Большинство из 2,9 миллиона жителей губернии составляли селяне.
«За нас болел...»
В январе 1924 года умер Владимир Ильич Ленин. Для многих весть о кончине стала шоком. Страна, пережившая революцию и Гражданскую войну, только собиралась встать на ноги, а тут из жизни ушел вождь...
Ежегодно в день смерти Ленина курские газеты делали подборку материалов: заметки, очерки, корреспонденции. Причем каждый рабкор (рабочий корреспондент) по-свойски рисовал «картинку» того дня, когда «не стало Владимира Ильича».
Вот, например, подобные воспоминания, опубликованные в январских номерах газеты «Курская деревня» за 1927 год: «Появился на Егорьевском [хуторе] Иван Подтуркин. Видели, как шел он по улице, без шапки, в руке колошился на ветре газетный лист, глаза блуждали по калиткам, по окнам, словно Иван искал ту хату, куда можно было бы зайти...» Немного поблуждав по хутору, Иван направился к Андрею Тарасову. Там и сообщил горькую новость. Реакция хуторян была незамедлительной: «Спустя немного времени хата Андрея была полна народу – дверь не закрывалась, сзади напирали в надежде протиснуться внутрь избы». Вновь пришедшим зачитывали текст из «Курской правды», люди горестно вздыхали, некоторые плакали.
«Жди помещика обратно, – сказал кто-то, уличив минутку, когда читавший сморкался в полу своей поддевки».
«Ну это, брат, дудки, – сверкнул глазами Иван. – А мы-то где будем! Ленин шел за нас, а мы пойдем за его дело».
Схожая картина и в селе Черная Поляна Белгородского уезда Курской губернии. Селяне были в трауре, не знали, как жить дальше. «Обидно стало как-то, – пишет рабкор. – Великий человек был, твердый, столько обучал всех – и вдруг без него – не должно прахом пойти». Некоторые даже засомневались в своем будущем: «Эх, не пропасть бы нам без него!»
«Чего пропадать-то! Партия дюже крепка! Не выдаст, – сказал печник Антоныч», а автор заметки подытожил: «И верно, крепки большевики. Не сбиваются с ленинского пути».
В селе Ленино Курского уезда траурную весть сообщил председатель волисполкома. Зачитал официальный текст из газеты и сказал пару слов от себя: «Вспомнил, каким опасностям подвергался Владимир Ильич в годы Гражданской войны, не забыл сказать, как стреляла в него эссерка Каплан... У многих присутствующих краснели глаза».
А в Щигровском уезде – один душевный порыв. Обычный день, местные рубят хворост в лесу, приезжает знакомый с новостью: «Братцы, Ленин умер». Один из мужиков снял шапку, перекрестился: «Царство небесное. За нас болел Выболел».
Справка за бутылку
Советские газеты 1920–30 годов сообщали о достижениях в экономике, сельском хозяйстве, культурной жизни страны, а также публиковали разоблачительные материалы о нечистых на руку начальниках. Практически каждый номер «Курской деревни» выходил с подобными заметками. Причем кляузы порой писали сами селяне, обвиняя отдельных руководителей в бюрократизме, лени, пьянстве, воровстве.
«Чтобы получить какую справку от нашего предсельсовета дня три-четыре походить нужно – не меньше. Все некогда ему, – писал гражданин Перекатов из села Шитово Ольшанской волости. – А на деле оказывается, для того, чтобы ускорить дело, надо поставить ему бутылку самогона».
Из села Ильинка Сазоновской волости сообщали: «На общем собрании, когда сельсовет отчитывался о работе, крыли его граждане вовсю. Больше всего досталось за то, что мосты и дороги не поправлены, амбар общественный стоит раскрытым. Одним словом – за безхозяйственность».
В деревне Озерово Золотухинской волости глава сельсовета пропил деньги: «Наш председатель собирал сельхозналог. До того «насобирался», что когда возвращался домой, его встретила жена и начала гвоздить палкой и давать наказ: «Не пей». Двое суток уже как стучатся мужики в окна, спрашивают председателя, а его ни в канцелярии, ни дома нет». Через несколько номеров в «Курской деревне» было опубликовано еще одно письмо: «Председатель прочитал о себе, пить бросил...»
Чего не скажешь о руководителе из села Фитиж. «Вместо подготовительной работы Горвенко и компания продолжают пьянствовать. Горвенко завязал крепкую дружбу с кулаком Новиковым, пролезшим в колхоз». Автор приводит в письме забавную ситуацию: «В последнее время председатель нашел новый способ изыскивать закуску – просит конюха Злобина носить из дому сало. Тот повинуется, так как боится нападок начальства».
А в деревне Иванчиково Льговского района заведующий сельским продотделом наживался на деревенских, откровенно обманывая их. «На днях в Иванчиково прислали селедки, – пишет читатель в газету. – Они должны выдаваться в обмен на яйца. Жуков (заведующий – от ред.) так и делает: со всех берет яйца, а своим родным и знакомым продает селедку за деньги».
Развлечения: кино, радио, кулачные бои
С досугом «на селе» проблем не было: по мере возможностей в глубинку приезжали кинопередвижки, в местных клубах организовали художественную самодеятельность. Одно из новых диковинных развлечений – радио. Для селян того времени это была роскошь, никто не мог себе позволить приемник. Если же он появлялся в деревне, ему находили место в «красном уголке». «Недавно у нас установили радиоприемник, – рассказывают жители Казачанской волости Старо-Оскольского уезда. – Население этим весьма довольно. Не пройдет и одного вечера, чтоб не зашел кто-нибудь послушать, что «балакают в Москве».
В деревне Тепловка неподалеку от Хомутовки по просьбе сельсовета Богомоловский драмкружок дал театральное представление. Увы, конечный результат оказался плачевен: «Во время спектакля пьяными хулиганами выбито 4 окна и украдены со сцены некоторые вещи. После таких художеств в другой раз не захочешь поставить спектакль».
Престольные праздники нередко превращались в пьяный дебош. «В селе 2-я Воробьевка Золотухинской волости праздник Георгия Победоносца ознаменовался дракой, в деревне Никулиной парня зарезали. А в деревне Шалимовой в результате неосторожного обращения пьяных с огнем произошел большой пожар».
В слободе Михайловка Льговского уезда была своя народная забава, называемая «кулачками». «Этот странный варварский обычай существует до сих пор в наших краях. – рассказывал местный житель. – Три-четыре дня подряд мнут друг другу бока, ломают ребра. А иногда дело доходит до убийства. Недавно в результате побоев умер крестьянин Грачев – силач, который во время кулачек, не жалея своих боков, один сдерживал «стену».
Народное образование под ударом
Борьба с безграмотностью была одной из первостепенных задач большевиков. Это подразумевало открытие школ в городах и деревнях. На селе проблема ощущалась острее. Зачастую учреждения образования открывали формально, не снабжали всем необходимым. «В школе села 2-го Введенского Рышковской волости на 50 учеников семь парт, некоторые ученики ходят в школу со своими скамейками. Нет ни стола, ни шкафа для книг. Классная доска – простой некрашеный лист фанеры». Автор публикации отмечает, что ранее на обустройство школы были выделены 25 рублей. Куда они пошли – неизвестно. Заведующий местным отделом народного образования говорит, что передал деньги председателю сельсовета, тот отвечает, «что в глаза их не видел!»
В школе хутора Верхняя Ворожба Ленинской волости нет книг. Реакция местных властей на просьбы выделить учебники неоднозначная: «Обращалась наша учительница в Волоно (волостной отдел народного образования – от ред.), но там отказали. «Поищите, – говорят, – в других школах. Может быть, найдете».
Рукоприкладство – еще один минус молодого советского образования. Не каждый педагог мог терпеть выходки учеников, нередко усмиряя их подзатыльником. «Работница школы 1-й ступени П. В. Глобенко, видимо, забыла, что живет в советской республике, – писали жители слободы Белой. – Она до сих пор не может расстаться с навыками, приобретенными при старом режиме. Телесные наказания, как это ни странно, у нее в ходу. Выставить ученика за дверь, пустить руки по ушам школьников – обычное явление».
Александр ДЕМЧЕНКО, по материалам Госархива Курской области