100 лет курской «скорой»
Есть такая профессия – жизни спасать. Курская служба скорой медицинской помощи недавно отметила свое 100-летие.
Меняется техническое оснащение, внедряются новые методы лечения. Но людей в белых халатах и сегодня, и 100 лет назад отличали хладнокровие, мужество и профессионализм. Потому что на принятие единственно верного решения нередко бывает лишь мгновение.
Героизм вне времени
Первое упоминание о скорой помощи в нашем городе относится к 1913 году. В журнале «Врачебно-санитарное дело в России» вышла заметка о том, что в Курске появились фельдшерские кареты, оказывающие первую медицинскую помощь при несчастных случаях и доставляющие больных в стационары города. Существовали отдельно гужевые экипажи для заразных и незаразных больных, содержались они исключительно на городские средства. Медперсонал размещался в народной больнице на улице Садовой и в здании бывшего Свято-Троицкого женского монастыря (улица Максима Горького).
После Октябрьской революции губернский отдел здравоохранения постановил учредить ночные врачебные дежурства – с 10 часов вечера до 10 утра. Вызвать карету скорой помощи можно было по телефонам 399 или 46, а также через круглосуточно работавшие аптеки на улицах Троцкого (ныне Дзержинского) и Ленина.
Среди архивных документов, собранных первым председателем профсоюзного комитета скорой медицинской помощи Курска Владимиром Бреховым, сохранилась вырезка из газеты «Курская правда» от 24 сентября 1924 года. В ней разъяснялись задачи кареты скорой помощи и правила пользования ею. «Вызывать ее необходимо лишь в случаях, когда человеку действительно угрожает смерть либо тяжелое увечье, – говорилось в статье. – В противном случае вызвавшие ее лица несут ответственность по суду, либо оплачивают стоимость разового выезда». Подобные нарушения не были редкостью: согласно заключению губздравотдела в мае 1925-го 10% вызовов сделаны без необходимости.
Постепенно на смену каретам, запряженным лошадьми, приходили автомобили. В 1932 году такой был всего один, через 5 лет – два, а к 1969-му санитарных машин в областном центре уже 27: «Волги», микроавтобусы РАФ и УАЗ, даже три чешских «Шкоды». Притом все оснащены радиосвязью с дежурным диспетчером.
Одна судьба на всех
В «Курской правде» от 22 января 1969-го в очерке «Жизнь спасающие» описывается случай: «В трамвай 1-го маршрута возле Центрального рынка села пожилая женщина. Только вошла в вагон, как ей вдруг стало плохо, и она потеряла сознание. Обеспокоенные пассажиры договорились с вагоновожатой, что она задержит трамвай до прибытия врачей на остановке «Садовая», а сами позвонили на станцию скорой помощи. Когда вагон прибыл к условленному месту, его там уже ждала санитарная машина с врачом Н. Я. Жуковой и водителем В. Д. Давыдовым».
Еще одна история: «На Боевой даче вытащили утонувшего человека. Всего за несколько минут водитель П. В. Суслов доставляет к месту происшествия врача Л. И. Гутеневу с ее кардиологической группой. Случай тяжелый. Захлебнувшийся пробыл под водой около четверти часа. Надежды на спасение почти нет. Но делается все возможное. Энергично растирают тело, с помощью специальных аппаратов применяют искусственное дыхание, вводят медикаменты, стимулирующие сердечную деятельность... И человек открывает глаза».
В эту действительность и погрузилась Нина Кулик, старожил скорой помощи Курска, отличник здравоохранения и ветеран труда. За 45 лет работы ее послужной список расширился от врача линейной бригады до старшего врача и заведующей подстанцией. Выйдя на пенсию, она не оставила родной коллектив, теперь – диспетчер по приему вызовов.
Молодой персонал часто обращается к Нине Сергеевне за советом. Женщина каждого старается подбадривать. Дело сложное, но и она, придя сюда после мединститута в далеком 1969 году, волновалась не меньше. «Поначалу, когда выезжала на вызов, не всегда удавалось сдержать эмоции, – признается курянка. – Очень переживала за каждого пациента, особенно если случай тяжелый. Действительно ли помогла? Звонила потом в больницу, выясняла, как проходит лечение, некоторых навещала. Убеждаясь, что человек чувствует себя хорошо, я была по-настоящему счастлива».
Никто из близких Нины Кулик не был связан с медициной. Примерной школьнице прочили учительскую карьеру. Но она настояла на своем и поступила в Рыльский медицинский колледж. «Почему пошла этой дорогой? – задумывается Нина Сергеевна. – Наверное, потому что восхищалась врачами еще будучи совсем маленькой. Когда к моему братику или сестренке приходил доктор, с удовольствием разговаривала с ним, выспрашивала разные рецепты. Но главное – видела, как после его прихода дети выздоравливали. Мне тоже захотелось стать волшебником».
Они обязательно успеют
Сегодня Курская городская станция скорой помощи принимает до 800 вызовов в сутки. Ежедневно на линию выходят 44 выездные бригады, в них работают более 500 врачей и фельдшеров. Действуют три подстанции, а на улице Энгельса строится четвертая.
«В прошлом году мы получили четыре новых реанимобиля, автопарк постепенно обновляется, – отметил заведующий подстанцией скорой медицинской помощи №1 Владимир Музалев. – С 2010 года применяем внутрикостную анестезию и тромболизис. Недавно начал функционировать центр дистанционной ЭКГ. Проблем с оборудованием нет, а вот врачей хватает не всегда».
От первой гужевой повозки до комфортабельного санитарного автомобиля, оснащенного новейшей лечебно-диагностической аппаратурой, медикаментами и даже спутниковой системой ГЛОНАСС, городская служба скорой помощи прошла долгий путь. Но когда по курским улицам с воем сирены проносится машина с красным крестом, мы по-прежнему замираем: где-то беда, счет чьей-то жизни, возможно, пошел на минуты. Только бы успели...
Алексей ПИЩУЛИН